Переизбыток контейнеров на станциях в центральной России вынуждает железнодорожных операторов увеличивать выплаты грузоотправителям за их перевозку в Китай.
Как пишет “Ъ”, скидка на отправку груженого 40-футового контейнера из Москвы превысила $1 тыс.
О том, что отрицательная ставка на подачу контейнеров из центральных регионов РФ в Китай растет, свидетельствует новый аналитический отчет Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка. Если в июне при перевозке из столичного региона в направлении КНР груза в 40-футовом контейнере оператор давал клиенту дисконт в $0,4–1,1 тыс., сейчас скидка выросла до $1,2 тыс. При отправке из Екатеринбурга скидка увеличилась с $400 до $650.
Ситуация обусловлена тенденцией, о которой информационное агентство Tank Container World писало в конце июня: контейнеры копятся в крупных российских агломерациях из-за роста импорта из Китая (в обратном направлении экспортируется значительно меньше грузов).
Исключением являются некоторые регионы Сибири с хроническим дефицитом контейнерного оборудования (экспортеры лесной и целлюлозно-бумажной продукции), отмечает “Ъ”. Так, самая низкая ставка на перевозку контейнерных грузов (5,7 тыс. руб. без НДС) сохраняется на маршруте Москва—Красноярск, “где размер отрицательной ставки за выдачу 40-футового контейнера почти полностью перекрывает инфраструктурный тариф ОАО РЖД, ставку предоставления платформы и прочие затраты”.
При подаче в Китай из Красноярска плата за выдачу 40-футового контейнера, напротив, положительная и составляет $1,2 тыс.
По данным РЖД, в июне во всех видах сообщения отправлено 618,3 тыс. TEU (на 15,1% больше, чем годом ранее), а за семь месяцев — 3,1 млн TEU груженых контейнеров (плюс 18,6%) с 43 млн тонн различных товаров (рост на 16,8%).
Наибольший рост отмечен в перевозках химических и минеральных удобрений (в 2,4 раза), автомобилей и комплектующих (в два раза), овощей и фруктов (в 1,5 раза), также в интервале 20–40% выросли контейнерные перевозки строительных грузов, нефти и нефтепродуктов, машин, станков и двигателей, продуктов перемола и прочих продтоваров.
Ранее на этой неделе стало известно, что контейнерные операторы Московского транспортного узла (МТУ) предложили ввести порядок распределения между ними лимитов на перевозку контейнерных поездов на восток по аналогии с тем, что работает для угольщиков Кузбасса. Они считают, что после изменения существующих правил со стороны РЖД заявки на перевозку завязаны на перерабатывающую способность контейнерных терминалов в Московской области, что не отвечает интересам тех игроков, которые располагают только подвижным составом.