Контейнерные операторы попросили отрегулировать грузопоток на восток

16 / 08 / 2023

Контейнерные операторы Московского транспортного узла (МТУ) предложили ввести порядок распределения между ними лимитов на перевозку контейнерных поездов на восток по аналогии с тем, что работает для угольщиков Кузбасса.

Как пишет “Ъ”, бизнес считает, что после изменения существующих правил со стороны ОАО РЖД заявки на перевозку завязаны на перерабатывающую способность контейнерных терминалов в Московской области, что не всегда отвечает интересам тех игроков, которые располагают только подвижным составом.

Дело в том, что контейнерные перевозки имеют свои особенности в согласовании. Так, если для обычных грузов есть только форма ГУ-12 (заявка на перевозку грузов, подается грузоотправителем), то контейнерные поезда дополнительно согласовываются в соответствии с системой нарядов-заказов, которые подают операторы. Эта система закреплена в федеральном законодательстве в части ГУ-12 и в нормативных актах Минтранса и ОАО РЖД для нарядов-заказов. С февраля—марта ОАО РЖД начало эксперимент, изменив систему согласования для контейнерных поездов, отправляющихся из МТУ на Дальний Восток.

В результате, согласование заявок было поставлено в зависимость от перерабатывающей способности контейнерных терминалов МТУ. Таким образом, квоты на перевозку оказались сосредоточены у владельцев крупнейших московских терминалов, таких как “Ховрино”, “Электроугли” и так далее, а наличие платформ и операторы контейнерных поездов перестали играть существенную роль.

То есть терминалы получили в своё распоряжение объем квот, превышающий наличие поездов, и они “перепродают их операторам, располагающим платформами”.

Бизнес предлагает перейти на схему распределения мощностей между грузоотправителями, которая в настоящее время действует только для одной категории грузов — экспортного угля, отправляемого на восток из Кузбасса.

Предлагаемая методика,  рассказал “Ъ” старший вице-президент по операционной деятельности и взаимодействию с госорганами УК “Дело” Денис Илатовский, представляет собой компромисс между прежним и новым порядком: половина квоты для МТУ распределяется между операторами контейнерных поездов, половина — между терминалами, которые потом должны согласовать условия взаимодействия.

“Таким образом будет обеспечен рыночный характер взаимодействия и равный доступ к услугам железнодорожного транспорта”, — пояснил Илатовский.

При этом предлагаемые изменения касаются только контейнерной очереди с МТУ на Дальний Восток, то есть не влияют на прочий грузопоток на Восточном полигоне. В случае принятия механизм можно будет при необходимости распространить и на другие регионы.

В ОАО РЖД сообщили “Ъ”, что участвуют в обсуждениях проекта постановления правительства, направленного в конце июля в ФАС Денисом Илатовским. В группе FESCO заявили, что поддерживают инициативу.

Между тем, по мнению главы “Infoline-Аналитики” Михаила Бурмистров, предложенная методика содержит риск, связанный с передачей квоты терминалам.

“Они не стимулируют повышение эффективности использования их мощностей для всех клиентов, а способствуют тому, чтобы они самостоятельно формировали контейнерные поезда или оперировали квотой”, — сказал Бурмистров.

Он считает, что учитывать ситуацию на терминалах необходимо, но “нецелесообразно мотивировать их работать исключительно со своими маршрутами и, используя квоту, получать дополнительную маржу на контейнерных поездах, которые сформировали другие участники рынка”.

Ранее в августе информационное агентство Tank Container World писало, что ОАО РЖД на фоне ожидающегося дефицита полувагонов для вывоза контейнеров с Дальнего Востока хочет получить полномочия по их принудительному привлечению. У рынка идея реквизиции подвижного состава понимания не встретила.

Другие новости

Лидеры транспортной и складской логистики...

С 28 по 31 мая в МВЦ...

Читать
Производство СПГ на проекте “Сахалин-2”...

По итогам 2023 года оператор проекта “Сахалин-2”...

Читать
Названы три сценария развития железнодорожной...

Аналитики Rollingstock Agency (RSA) представили три сценарии...

Читать
Shell: рынок СПГ в 2023...

Объем мировой торговли сжиженным природным газом в...

Читать