ОАО “Российские железные дороги” на фоне ожидающегося дефицита полувагонов для вывоза контейнеров с Дальнего Востока хочет получить полномочия по их принудительному привлечению.
Как пишет “Ъ”, речь идёт об использовании РЖД не задействованных для погрузки полувагонов, принадлежащих операторам и другим владельцам, для вывоза из портов импортных контейнеров. Компания направила предложение в Минтранс.
“По отдельным портам Дальнего Востока нарастает вероятность повторения кризисной ситуации конца 2022 года по превышению норм наличия крупнотоннажных контейнеров на морских терминалах в связи с недостаточным наличием подвижного состава для вывоза импорта”, — обосновывают эту инициативу в РЖД.
Оплата предоставления вагонов будет определяется “исходя из наименьшего значения”, установленного в договорах между РЖД и владельцами вагонов, сообщается в проекте постановления правительства, подготовленном компанией.
У рынка идея реквизиции полувагонов в Дальневосточном федеральном округе понимания не встретила, указывает “Ъ”.
Так, в Союзе операторов железнодорожного транспорта заявили, что считают эту меру незаконной.
Такая практика не подпадает под ограничение по обстоятельствам отчуждения имущества для госнужд (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер), отметили в Союзе. Также в организации обратили внимание на “расплывчатость понятий” в проекте постановления, отсутствие указания на Дальний Восток, а также “неприемлемо низкий уровень оплаты услуг операторов”.
“Во-первых, сам порядок закрепления полномочий никаким образом не фиксирован по срокам и условиям. Во-вторых, непонятно, зачем вводить такое регулирование, к каким конкретно улучшениям на Дальнем Востоке это приведет. В-третьих, очевидно, что идея по изъятию парка на Дальнем Востоке носит нерыночный характер и приведет к появлению проблем уже с другими перевозками, поскольку парк операторов будет изыматься, и обеспечивать выполнение обязательств, в том числе перед системообразующими предприятиями, будет все сложнее”, — прокомментировал инициативу источник “Ъ” среди операторов.
В конце июня информационное агентство Tank Container World писало, что железнодорожные станции Московского региона и всей Центральной России оказались забиты пустыми контейнерами, в которых привезли китайские товары. Эта ситуация возникла из-за того, что из КНР в РФ импортируется в контейнерах гораздо больше грузов, чем экспортируется в обратном направлении.