В РЖД хотят поднять тарифы для порожних вагонов

11 / 09 / 2023

В ОАО РЖД задумались об увеличении стоимости перевозок порожних вагонов через лимитирующие участки.

Как сообщил “Ъ” заместитель гендиректора компании Алексей Шило, насколько вырастут тарифы, ещё не решено, но позиция РЖД в том, что “возить порожний вагон должно быть дороже, чем возить груз”.

Нововведения не коснутся возврата порожних вагонов на восточных угольных маршрутах, а вот цены на подсыл вагонов из центра в Приморье и Забайкальский край могут вырасти.

Сейчас тариф за порожний рейс может составлять 40–60% от груженого в зависимости от рода перевозимого груза. Например, по углю тариф за груженый рейс от Ерунаково до Находки-Восточной за полувагон составляет 141,5 тыс. рублей, а возврат порожнего по тому же маршруту — 58,3 тыс. рублей, отметил эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ Фарид Хусаинов.

В Союзе операторов железнодорожного транспорта сочли предложение РЖД спорным.

“Во-первых, наличие порожнего пробега вагона вызвано не тем, что тариф низкий, а тем, что зачастую нет грузовой базы. Особенно ярко это видно на примере Восточного полигона. Обратная загрузка на всем Дальнем Востоке составляет оценочно до 7% от образования там порожних вагонов после выгрузки. Повышай тариф или не повышай, больше грузов не станет. Во-вторых, повышение тарифов на порожний пробег в таких условиях — удар по грузоотправителям. Именно они — экономически — источник платежей за порожняк, и именно они несут все издержки дефицита провозной и пропускной способности инфраструктуры. В-третьих, повышение тарифов в таких условиях — это не что иное, как способ монополии повысить свои доходы: плата за порожний пробег сегодня составляет ориентировочно 24% выручки ОАО РЖД от грузовых перевозок”, — заявили в СОЖТ.

Источник “Ъ” на рынке полагает, что повышение тарифов нанесет “колоссальный ущерб экономике РФ”.

“Формула устроена так, что за порожний пробег платят клиенты. И если ставка окажется равна груженому тарифу или выше, это увеличит логистические расходы всех крупных промышленных предприятий в несколько раз, что стремительно разгонит инфляцию. Наши экспортеры утратят конкурентоспособность на мировых рынках, что приведет к снижению прибыли и, соответственно, налоговых выплат”, — сказал собеседник издания.

Он назвал нововведение новым способом для РЖД заработать на грузоотправителях и операторах.

По мнению главы “Infoline-Аналитики” Михаила Бурмистрова, ОАО РЖД “не хочет возить порожние вагоны там, где можно возить груз, и с этой точки зрения предложение выглядит разумным”. Однако важны детали: что будет считаться лимитирующим направлением.

Сначала нужно стимулировать развитие погрузочных схем, а только потом повышать тарифы, подчёркивает эксперт.

Ранее в сентябре информационное агентство Tank Container World писало, что резкое повышение ключевой ставки Центробанком и рост цен на вагоны и цистерны привели к тому, что некоторые операторы перевозок начали останавливать их закупки.

Другие новости

РЖД хотят существенно поднять тарифы...

ОАО “РЖД” предлагает заметно увеличить индексацию грузовых...

Читать
Минтранс поручил снизить загрузку контейнерных...

Министерство транспорта России поручило операторам контейнерных терминалов...

Читать
В РЖД назвали причину отставания...

В ОАО РЖД прогнозируют, что объем перевозок...

Читать
Грузооборот морских портов России за...

Грузооборот морских портов РФ в январе —...

Читать