В ОАО РЖД задумались об увеличении стоимости перевозок порожних вагонов через лимитирующие участки.
Как сообщил “Ъ” заместитель гендиректора компании Алексей Шило, насколько вырастут тарифы, ещё не решено, но позиция РЖД в том, что “возить порожний вагон должно быть дороже, чем возить груз”.
Нововведения не коснутся возврата порожних вагонов на восточных угольных маршрутах, а вот цены на подсыл вагонов из центра в Приморье и Забайкальский край могут вырасти.
Сейчас тариф за порожний рейс может составлять 40–60% от груженого в зависимости от рода перевозимого груза. Например, по углю тариф за груженый рейс от Ерунаково до Находки-Восточной за полувагон составляет 141,5 тыс. рублей, а возврат порожнего по тому же маршруту — 58,3 тыс. рублей, отметил эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ Фарид Хусаинов.
В Союзе операторов железнодорожного транспорта сочли предложение РЖД спорным.
“Во-первых, наличие порожнего пробега вагона вызвано не тем, что тариф низкий, а тем, что зачастую нет грузовой базы. Особенно ярко это видно на примере Восточного полигона. Обратная загрузка на всем Дальнем Востоке составляет оценочно до 7% от образования там порожних вагонов после выгрузки. Повышай тариф или не повышай, больше грузов не станет. Во-вторых, повышение тарифов на порожний пробег в таких условиях — удар по грузоотправителям. Именно они — экономически — источник платежей за порожняк, и именно они несут все издержки дефицита провозной и пропускной способности инфраструктуры. В-третьих, повышение тарифов в таких условиях — это не что иное, как способ монополии повысить свои доходы: плата за порожний пробег сегодня составляет ориентировочно 24% выручки ОАО РЖД от грузовых перевозок”, — заявили в СОЖТ.
Источник “Ъ” на рынке полагает, что повышение тарифов нанесет “колоссальный ущерб экономике РФ”.
“Формула устроена так, что за порожний пробег платят клиенты. И если ставка окажется равна груженому тарифу или выше, это увеличит логистические расходы всех крупных промышленных предприятий в несколько раз, что стремительно разгонит инфляцию. Наши экспортеры утратят конкурентоспособность на мировых рынках, что приведет к снижению прибыли и, соответственно, налоговых выплат”, — сказал собеседник издания.
Он назвал нововведение новым способом для РЖД заработать на грузоотправителях и операторах.
По мнению главы “Infoline-Аналитики” Михаила Бурмистрова, ОАО РЖД “не хочет возить порожние вагоны там, где можно возить груз, и с этой точки зрения предложение выглядит разумным”. Однако важны детали: что будет считаться лимитирующим направлением.
Сначала нужно стимулировать развитие погрузочных схем, а только потом повышать тарифы, подчёркивает эксперт.
Ранее в сентябре информационное агентство Tank Container World писало, что резкое повышение ключевой ставки Центробанком и рост цен на вагоны и цистерны привели к тому, что некоторые операторы перевозок начали останавливать их закупки.