В России снизился спрос на полуприцепы

05 / 03 / 2024

После рекордного роста в 2023 году в России наметилось существенное снижение спроса на отечественные полуприцепы. Пока рынок еще показывает инерционный рост, но это временное явление, пишет газета “Коммерсантъ”.

По данным ассоциации “Росспецмаш”, в январе продажи полуприцепов выросли в годовом выражении на 40% (до 1,57 тыс. штук). По итогам 2023 года отгрузки взлетели на 44% (до 21,4 тыс. штук). В ассоциации подчеркивают, что рост в январе — инерционный, и призывают “не допустить снижения выпуска и продаж продукции по сравнению с результатами прошлого года”.

Доля отечественных производителей, по оценке “Росспецмаша”, упала с 79% до 72%, а импортные поставки новых и бывших в эксплуатации полуприцепов на российский рынок за 2023 год выросли на 125% в штуках (12,7 тыс. единиц) и 139% в деньгах ($497 млн). В ассоциации указывают, что высокая база 2023 года, значительное удорожание лизинга на фоне ставки ЦБ, а также рост издержек могут привести к сокращению производства и отгрузок российских полуприцепов.

В ассоциации, в которую входят 75% производителей техники, призывают увеличить размер скидки по программе льготного лизинга с 10% до 20–30% в зависимости от вида прицепов. При этом, по словам собеседников “Ъ”, полуприцепы вообще не входят в программу. В Минпромторге указывают, что для участия в программе необходима локализация на уровне не менее 70%.

Кроме того, в “Росспецмаше” подчеркивают, что развитию “российского прицепного машиностроения в предыдущие годы” помогло введение утилизационного сбора. В дальнейшем необходимо “развивать инструменты по защите российского рынка от импортной продукции, реализуемой по ценам на грани или за гранью себестоимости”.

По словам генерального директора машиностроительного завода “Тонар” Дениса Кривцова, в январе в основном шли отгрузки предоплаченных заказов.

“Спрос будет сокращаться из-за нынешнего уровня ставки ЦБ. Способствовать активизации спроса могло бы распространение льготного лизинга на полуприцепы. Сейчас рынок замедляется, а также сокращаются продажи наиболее дорогих импортных предложений”, — отметил Кривцов.

Он поддерживает повышение утильсбора для поддержки российских игроков, отмечая, что “в Китае созданы огромные мощности, которые позволяют выпускать много техники и не особо считаться с ценой и себестоимостью для развития экспорта”.

Об острой конкуренции с китайскими производителями говорит и гендиректор ассоциации “Спецавтопром” Денис Кудрявцев.

“Китайские производители выходят в сегменты с круглогодичным спросом — шторники, рефрижераторы, контейнеровозы,— демпингуя по стоимости и предлагая большие объемы техники”, — поясняет Кудрявцев.

Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев уверен, что основным сдерживающим фактором на рынке коммерческих прицепов сейчас является стоимость кредитных средств.

“По лизинговым договорам они в моменте достигают 20% годовых. И это еще при условии первоначального взноса, что ставит вопрос о рентабельности бизнеса грузоперевозок в целом”, — констатирует Чернышев.

Он добавляет, что после “прошлогоднего ажиотажа сейчас наблюдается насыщение рынка как за счет параллельного импорта, так и значительного числа отечественных производителей”.

В конце прошлого года “Росспецмаш” сообщал о новом историческом рекорде на рынке полуприцепов. Продажи отечественных полуприцепов за январь-октябрь 2023 года выросли на 51,6% (до 17,26 тыс. штук). Выпуск заводов РФ за тот же период увеличился на 44% (до 17,6 тыс. штук). Доля производителей РФ на рынке на тот момент составляла 79%.

Другие новости

Контейнерный поезд впервые прибыл в...

Первый контейнерный поезд, проехавший по сети железных...

Читать
Экспорт удобрений по сети РЖД...

Экспортные перевозки удобрений по сети РЖД в...

Читать
Таможенное управление КНР сообщило о...

Китайско-российский товарооборот за три месяца 2025 года...

Читать
FESCO увеличила международные морские перевозки...

Транспортная группа FESCO представила результаты работы в...

Читать