После рекордного роста в 2023 году в России наметилось существенное снижение спроса на отечественные полуприцепы. Пока рынок еще показывает инерционный рост, но это временное явление, пишет газета “Коммерсантъ”.
По данным ассоциации “Росспецмаш”, в январе продажи полуприцепов выросли в годовом выражении на 40% (до 1,57 тыс. штук). По итогам 2023 года отгрузки взлетели на 44% (до 21,4 тыс. штук). В ассоциации подчеркивают, что рост в январе — инерционный, и призывают “не допустить снижения выпуска и продаж продукции по сравнению с результатами прошлого года”.
Доля отечественных производителей, по оценке “Росспецмаша”, упала с 79% до 72%, а импортные поставки новых и бывших в эксплуатации полуприцепов на российский рынок за 2023 год выросли на 125% в штуках (12,7 тыс. единиц) и 139% в деньгах ($497 млн). В ассоциации указывают, что высокая база 2023 года, значительное удорожание лизинга на фоне ставки ЦБ, а также рост издержек могут привести к сокращению производства и отгрузок российских полуприцепов.
В ассоциации, в которую входят 75% производителей техники, призывают увеличить размер скидки по программе льготного лизинга с 10% до 20–30% в зависимости от вида прицепов. При этом, по словам собеседников “Ъ”, полуприцепы вообще не входят в программу. В Минпромторге указывают, что для участия в программе необходима локализация на уровне не менее 70%.
Кроме того, в “Росспецмаше” подчеркивают, что развитию “российского прицепного машиностроения в предыдущие годы” помогло введение утилизационного сбора. В дальнейшем необходимо “развивать инструменты по защите российского рынка от импортной продукции, реализуемой по ценам на грани или за гранью себестоимости”.
По словам генерального директора машиностроительного завода “Тонар” Дениса Кривцова, в январе в основном шли отгрузки предоплаченных заказов.
“Спрос будет сокращаться из-за нынешнего уровня ставки ЦБ. Способствовать активизации спроса могло бы распространение льготного лизинга на полуприцепы. Сейчас рынок замедляется, а также сокращаются продажи наиболее дорогих импортных предложений”, — отметил Кривцов.
Он поддерживает повышение утильсбора для поддержки российских игроков, отмечая, что “в Китае созданы огромные мощности, которые позволяют выпускать много техники и не особо считаться с ценой и себестоимостью для развития экспорта”.
Об острой конкуренции с китайскими производителями говорит и гендиректор ассоциации “Спецавтопром” Денис Кудрявцев.
“Китайские производители выходят в сегменты с круглогодичным спросом — шторники, рефрижераторы, контейнеровозы,— демпингуя по стоимости и предлагая большие объемы техники”, — поясняет Кудрявцев.
Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев уверен, что основным сдерживающим фактором на рынке коммерческих прицепов сейчас является стоимость кредитных средств.
“По лизинговым договорам они в моменте достигают 20% годовых. И это еще при условии первоначального взноса, что ставит вопрос о рентабельности бизнеса грузоперевозок в целом”, — констатирует Чернышев.
Он добавляет, что после “прошлогоднего ажиотажа сейчас наблюдается насыщение рынка как за счет параллельного импорта, так и значительного числа отечественных производителей”.
В конце прошлого года “Росспецмаш” сообщал о новом историческом рекорде на рынке полуприцепов. Продажи отечественных полуприцепов за январь-октябрь 2023 года выросли на 51,6% (до 17,26 тыс. штук). Выпуск заводов РФ за тот же период увеличился на 44% (до 17,6 тыс. штук). Доля производителей РФ на рынке на тот момент составляла 79%.