Торговый оборот России и Китая по итогам 2023 года составит от 220 до 230 млрд долларов.
Об этом в интервью газете “Коммерсантъ” рассказал врио главы Федеральной таможенной службы РФ Руслан Давыдов. По его словам, в первую очередь взрывной рост взаимной торговли обеспечили морские и автомобильные перевозки. Железнодорожный транспорт пока отстаёт из-за ограниченных возможностей перегруженного Восточного полигона.
“У нас на Дальнем Востоке, а торговля с Китаем идет в первую очередь через Дальний Восток, гигантское увеличение товарооборота: в автомобильных пунктах пропуска он вырос в 2,2 раза по сравнению с предыдущим годом… За прошедшие полтора года порт Владивосток стал главным портом России с точки зрения грузового товарооборота… На переговорах назывались цифры на ближайшую перспективу — рост товарооборота между Россией и Китаем до $300 млрд. Может быть, к 2030 году мы действительно выйдем на такие объемы, но важно, чтобы это были те товары, которые действительно способствуют развитию экономик обеих стран”, — сообщил Давыдов.
Он отметил, что пункт пропуска Забайкальск работает в круглосуточном режиме. Если раньше в обе стороны там пропускали в среднем 280 машин, то теперь — до 700.
Основой китайского импорта в Россию являются автомобили.
“За 11 месяцев таможенники в пункте пропуска [Забайкальск] оформили более 48 тыс. единиц новой техники, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — увеличение в три раза. Во Владивостоке вдоль дороги из аэропорта тоже все площадки заставлены строительной техникой — экскаваторы, тракторы, грузовики — это все китайская техника”, — рассказал врио главы ФТС.
Обсуждается с китайскими партнёрами и локализация автомобильных производств на территории РФ.
Также Давыдов сообщил о планах по развитию интеллектуальной таможни.
“У нас пока идет реконструкция пунктов пропуска, мы ждем, когда будет инфраструктура, будут технологические решения, автоматическое взвешивание транспортных средств, считывание номеров и т. д. У китайцев это все уже есть: заходит машина в пункт пропуска — автоматически считываются номера, автоматически взвешивается, данные передаются в систему таможенного контроля, в которую подгружен и паспортный контроль. Это называется интегрированная информационная система пункта пропуска или интеллектуальный пункт пропуска. Мы мечтаем, что у нас они появятся в ближайшие годы”, — сообщил врио главы ФТС.
В целом, по его словам, сотрудничество России и Китая активно развивается во всех областях, в том числе и в таможенной сфере. Укреплению взаимодействия способствовали переговоры на самом высоком уровне — недавний визит в Китай главы правительства РФ Михаила Мишустина и мартовская встреча президента России Владимира Путина с Председателем КНР Си Цзиньпином.
“Все должно выливаться в конкретные цифры: увеличение пропускной способности пунктов пропуска, рост товарооборота, повышение скорости прохождения грузов. Сокращение расходов на таможне за счет ускорения операций позволяет надеяться, что компании не будут повышать цены”, — заключил Руслан Давыдов.
Ранее информационное агентство Tank Container World писало, что на складах дилеров и дистрибуторов в России к концу года скопилось большое количество китайских тяжёлых грузовиков. Речь идёт о 11 тыс. седельных тягачей и 6,5 тыс. самосвалов китайского производства. Этих запасов хватит до февраля—марта 2024 года.