Тариф на порожний пробег полувагонов могут повысить на 10%

14 / 10 / 2024

РЖД хотят повысить тариф на порожний пробег полувагонов, чтобы стимулировать владельцев предоставлять их под погрузку контейнеров на Дальнем Востоке.

По информации газеты “Коммерсантъ”, в 2025 году планируется дополнительная индексация порожнего пробега полувагонов на 10%, далее — в 2026-2030 годах — тариф хотят повышать на 5%.

На совещании с вице-премьером Виталием Савельевым Минтрансу и РЖД было поручено подготовить соответствующие предложения и направить их в ФАС, утверждает “Ъ”.

В сентябре вывоз контейнеров в полувагонах достиг рекордных 1579 TEU в сутки, что в 2,1 раза больше, чем в сентябре 2023 года, сообщали РЖД. Компания обещала в октябре увеличить количество контейнерных поездов, состоящих из полувагонов, с 12 до 15. Но владельцы полувагонов, которые ориентированы на погрузку угля в местах его основной генерации — в Сибири и восточнее, — не всегда готовы ехать с контейнерами туда, куда направляются эти грузы, в Центральный федеральный округ и на Северо-Запад, поскольку полувагон после этого еще нужно вернуть под погрузку обратно в Кузбасс. Подтолкнуть их к этому призвано новое тарифное регулирование.

“В условиях дефицита провозной способности инфраструктуры подача на Дальний Восток порожних платформ для вывоза контейнеров приведет к ограничениям в перевозке грузов, что нанесет ущерб экономике страны. При этом большое количество полувагонов, освобождающихся после выгрузки угля в портах и пригодных для погрузки контейнеров, возвращаются в центральную часть России в порожнем состоянии”, — заявили в РЖД.

В аппарате вице-премьера Савельева подтвердили, что возможность увеличения тарифа обсуждается. Продолжается проработка вопроса, добавили там.

Между тем в Союзе операторов железнодорожного транспорта считают, что предложенная мера “приведет к целому ряду негативных последствий, которые в том числе коснутся социально значимых сфер страны”. Сокращение порожнего пробега вагона и платежей за него — ключевая задача управления издержками любого владельца вагона или оператора, так как расходы на порожний пробег вагонов достигают в среднем порядка 50% всех издержек операторской компании. Дополнительно стимулировать сокращение порожнего пробега нет необходимости, уверены в Союзе. В организации подчеркивают, что задействовать полувагоны для перевозки контейнеров можно за счет обеспечения надлежащего планирования отправки контейнеров, раскрытия операторам информации об объемах контейнеров, станциях, местах их погрузки и дислокации всех находящихся на Восточном полигоне полувагонов, что позволит компаниям самостоятельно формировать “пулы” готовых порожних составов полувагонов разных операторов.

Источник издания в отрасли отметил, что проблема дисбаланса контейнерного импорта и экспорта всегда существовала и решалась подсылом фитинговых платформ. Однако сейчас РЖД снижает подсыл, который теперь почти на треть ниже, чем в 2022 году, и предлагает грузить контейнеры в полувагоны.

“Операторы готовы брать попутную загрузку. Но беда в том, что РЖД не понимает, что такое “попутная”: для них это погрузка в любой свободный полувагон в портах Дальнего Востока, и они не понимают, что далеко не всем вагонам по пути с контейнерами”, — объяснил собеседник “Ъ”.

В сентябре стало известно, что в РЖД хотят существенно повысить тарифы для грузоперевозчиков. Назывались два варианта: либо суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, но индексацию на 3,6% провести с 1 ноября, а с 1 января доиндексировать еще на 13%, либо провести одноэтапную индексацию в 22,7% с 1 января.

Другие новости

Погрузка на сети РЖД в...

Погрузка на сети РЖД в ноябре сократилась...

Читать
Посетите ключевое событие рынка газомоторного...

Отраслевой бизнес-форум «Транспорт ГМТ-2024» — уникальное мероприятие...

Читать
Производство СПГ в России за...

Производство крупнотоннажного сжиженного природного газа в России...

Читать
Контейнерный рынок России за десять...

Контейнерный рынок России за десять месяцев 2024...

Читать