Тариф на порожний пробег полувагонов могут повысить на 10%

14 / 10 / 2024

РЖД хотят повысить тариф на порожний пробег полувагонов, чтобы стимулировать владельцев предоставлять их под погрузку контейнеров на Дальнем Востоке.

По информации газеты “Коммерсантъ”, в 2025 году планируется дополнительная индексация порожнего пробега полувагонов на 10%, далее — в 2026-2030 годах — тариф хотят повышать на 5%.

На совещании с вице-премьером Виталием Савельевым Минтрансу и РЖД было поручено подготовить соответствующие предложения и направить их в ФАС, утверждает “Ъ”.

В сентябре вывоз контейнеров в полувагонах достиг рекордных 1579 TEU в сутки, что в 2,1 раза больше, чем в сентябре 2023 года, сообщали РЖД. Компания обещала в октябре увеличить количество контейнерных поездов, состоящих из полувагонов, с 12 до 15. Но владельцы полувагонов, которые ориентированы на погрузку угля в местах его основной генерации — в Сибири и восточнее, — не всегда готовы ехать с контейнерами туда, куда направляются эти грузы, в Центральный федеральный округ и на Северо-Запад, поскольку полувагон после этого еще нужно вернуть под погрузку обратно в Кузбасс. Подтолкнуть их к этому призвано новое тарифное регулирование.

“В условиях дефицита провозной способности инфраструктуры подача на Дальний Восток порожних платформ для вывоза контейнеров приведет к ограничениям в перевозке грузов, что нанесет ущерб экономике страны. При этом большое количество полувагонов, освобождающихся после выгрузки угля в портах и пригодных для погрузки контейнеров, возвращаются в центральную часть России в порожнем состоянии”, — заявили в РЖД.

В аппарате вице-премьера Савельева подтвердили, что возможность увеличения тарифа обсуждается. Продолжается проработка вопроса, добавили там.

Между тем в Союзе операторов железнодорожного транспорта считают, что предложенная мера “приведет к целому ряду негативных последствий, которые в том числе коснутся социально значимых сфер страны”. Сокращение порожнего пробега вагона и платежей за него — ключевая задача управления издержками любого владельца вагона или оператора, так как расходы на порожний пробег вагонов достигают в среднем порядка 50% всех издержек операторской компании. Дополнительно стимулировать сокращение порожнего пробега нет необходимости, уверены в Союзе. В организации подчеркивают, что задействовать полувагоны для перевозки контейнеров можно за счет обеспечения надлежащего планирования отправки контейнеров, раскрытия операторам информации об объемах контейнеров, станциях, местах их погрузки и дислокации всех находящихся на Восточном полигоне полувагонов, что позволит компаниям самостоятельно формировать “пулы” готовых порожних составов полувагонов разных операторов.

Источник издания в отрасли отметил, что проблема дисбаланса контейнерного импорта и экспорта всегда существовала и решалась подсылом фитинговых платформ. Однако сейчас РЖД снижает подсыл, который теперь почти на треть ниже, чем в 2022 году, и предлагает грузить контейнеры в полувагоны.

“Операторы готовы брать попутную загрузку. Но беда в том, что РЖД не понимает, что такое “попутная”: для них это погрузка в любой свободный полувагон в портах Дальнего Востока, и они не понимают, что далеко не всем вагонам по пути с контейнерами”, — объяснил собеседник “Ъ”.

В сентябре стало известно, что в РЖД хотят существенно повысить тарифы для грузоперевозчиков. Назывались два варианта: либо суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, но индексацию на 3,6% провести с 1 ноября, а с 1 января доиндексировать еще на 13%, либо провести одноэтапную индексацию в 22,7% с 1 января.

Другие новости

Контейнерный поезд впервые прибыл в...

Первый контейнерный поезд, проехавший по сети железных...

Читать
Экспорт удобрений по сети РЖД...

Экспортные перевозки удобрений по сети РЖД в...

Читать
Таможенное управление КНР сообщило о...

Китайско-российский товарооборот за три месяца 2025 года...

Читать
FESCO увеличила международные морские перевозки...

Транспортная группа FESCO представила результаты работы в...

Читать