ОАО “РЖД” предлагает заметно увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов в 2025 году.
По данным газеты “Коммерсантъ”, компания хочет либо суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, но индексацию на 3,6% провести с 1 ноября, а с 1 января доиндексировать еще на 13%, либо провести одноэтапную индексацию в 22,7% с 1 января.
В первом случае это обеспечит финансирование инвестпрограммы на 2025 год в объеме 1,1 трлн рублей — минимальном, на взгляд РЖД, необходимом объеме, а во втором — в полном объеме 1,8 трлн руб.
Также компания предложила перейти на новый принцип индексации тарифов. Сейчас (формально) это “инфляция минус 0,1%”, а конкретно среднеарифметический индекс потребительских цен (ИПЦ) за четыре года — два предыдущих, текущий и последующий, минус 0,1%. Новые принципы предполагают использование композитного индекса ценового давления и учет в тарифе ежегодного прироста долговых обязательств РЖД, сообщил собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
В РЖД не ответили на вопросы газеты, в Минтрансе, Минэкономики и ФАС также пока не комментировали планы по индексации.
По словам руководителя агентства “Infoline-Аналитика” Михаила Бурмистрова, для экспортно ориентированных отраслей способность справиться с ростом тарифов зависит от девальвации рубля: если он ослабнет на 10% за полгода, к чему есть все предпосылки, больших проблем не возникнет.
Эксперт считает, что правительство удовлетворит требования РЖД, и в этой ситуации экспортеры осознают, что нет смысла “идти навстречу поезду”: нужно соглашаться, но при этом попытаться выторговать себе условия получше — в плане увеличения объемов вывоза продукции. Бурмистров также отметил, что грузоотправителям выгоднее более низкая инвестпрограмма РЖД, поскольку более высокая означает больший объем стройки, а следовательно, меньший объем перевозок.
Ранее информационное агентство Tank Container World писало, что министерство транспорта России поручило операторам контейнерных терминалов Дальнего Востока снизить загрузку до 90% или ниже. Власти всерьез обеспокоены проблемой вывоза импортных контейнеров из переполненных портов.