Министерство транспорта России поручило операторам контейнерных терминалов Дальнего Востока снизить загрузку до 90% или ниже. Власти намерены решить проблему вывоза импортных контейнеров из переполненных портов, пишет «Коммерсантъ».
Рассматривается в том числе вариант нормативного закрепления показателя максимальной загруженности. По словам источника газеты в правительстве, “обсуждается комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации и недопущение негативного влияния на транспортный сектор”.
Между тем операторы терминалов заявляют, что вагонов для вывоза не хватает, ведь на Дальний Восток не поступает необходимое количество платформ с экспортным грузом, а отправка порожних платформ в этом направлении запрещена. Дополнительно ситуация усугубилась из-за урезания квот на контейнерные поезда в восточном направлении и замедления движения.
Со схожей проблемой транспортные власти столкнулись два года назад. Тогда, чтобы разгрузить терминалы, было принято решение запустить три дополнительных контейнерных поезда в сутки. Операторы выступают за использование этой меры и сейчас, однако правительство обеспокоено ее влиянием на угольный экспорт.
В прошлый кризис дополнительные поезда заняли место квотируемого экспорта угля и еще 800 тыс. тонн “долга” пришлось довывозить в 2023 году. Но сейчас ситуация другая, объясняет источник “Ъ” в угольной отрасли: все направления экспорта, кроме восточного, перестали быть рентабельными. Цена назначения трех контейнерных поездов, говорит он, — 3 млн тонн угля в год.
Среднесуточный уровень вывоза контейнеров из портов Дальнего Востока в сентябре по состоянию на прошлую неделю составлял 3690 TEU, что на 6,5% выше, чем в 2023 году. В 2022 году на пике (в декабре) вывоз достигал 4320 тыс. TEU. ОАО РЖД предлагает решать проблему вывоза за счет погрузки контейнеров в полувагоны, которые прибывают на Дальний Восток с насыпными грузами.
Ранее информационное агентство Tank Container World писало, что грузооборот морских портов РФ в январе — августе снизился на 3,1% по сравнению с тем же периодом 2023 года. Общий объем перевалки грузов составил 596,2 млн тонн.