Строительство железнодорожного Северного широтного хода (СШХ) может быть перенесено на 2027–2031 годы.
Как пишет «Ъ», об этом сообщается в докладе министерства транспорта РФ. Ведомство указывает, что источники финансирования проекта не определены, а решение о выделении средств ФНБ на строительство моста через Обь не принято.
Из доклада следует, что перенести проект предложило ОАО «РЖД». В компании отмечают, что в инвестпрограмме на 2023 год и проекте на 2024-2026 годы финансирование стройки не заложено. По словам источника «Ъ», перенос сроков пока не утверждён, но решения по мосту через Обь, ключевой части проекта, действительно нет.
СШХ — это перспективный железнодорожный коридор в Арктике, который должен пропускать 23,9 млн тонн грузов в год. Для этого должна быть развита инфраструктура Северной и Свердловской железных дорог и построена смычка между ними длиной 700 км от Салехарда до Надыма с мостом через Обь. В 2016 году под проект была создана концессионная компания ООО «СШХ», которая изначально была подконтрольна крупнейшему на тот момент подрядчику ОАО «РЖД», «Спецтрансстрою» Юрия Рейльяна, но в итоге перешла в собственность монополии.
В 2018 году правительство подписало распоряжение о заключении с ООО «СШХ» концессионного соглашения, а в апреле 2022 года президент Владимир Путин поручил приступить к строительству Северного широтного хода в течение года. Впрочем, осенью прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что правительство приостановило проект.
Стоимость строительства СШХ при условии начала в 2024 году составит 650 млрд рублей. Если срок будет перенесен на 2027 год, цена может вырасти до 730 млрд рублей.
В мае стало известно, что Россия намерена профинансировать строительство железной дороги в Иране. Ожидается, что реализация проекта займёт четыре года и позволит увеличить транзитный железнодорожный грузооборот РФ и Ирана до 15 млн тонн в год.