Стоимость перевозки контейнеров из Китая всеми видами транспорта подскочила из-за их дефицита. Нехватка порожних контейнеров в КНР вызвана ситуацией в Красном море, из-за которой суда идут в обход мыса Доброй Надежды. Еще одна причина — рост импорта в Европу и Россию, пишет газета “Коммерсантъ” со ссылкой на участников рынка грузовых перевозок.
По оценке ГК “Дело”, в 2024 году спотовые ставки фрахта удвоились, только в мае подскочив сразу на 50%. Как сообщила президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская, в конце мая большинство морских линий ввели GRI (общее увеличение ставок), повысивший ставку на морские контейнерные перевозки на 15–30%. Следом выросли железнодорожные тарифы на отправку с Дальнего Востока в Центральную Россию.
“Такую же тенденцию резкого роста ставок мы наблюдаем с середины мая на прямые железнодорожные перевозки из Китая”, – отметила собеседник “Ъ”.
По ее словам, эти ставки также растут из-за общей нехватки оборудования и в связи с сокращением планов китайских станций на отправку прямых поездов в Россию. В “ПЭК: Global” подсчитали, что с начала мая тарифы на железнодорожную доставку из Китая в РФ выросли на 10%, до $5,9–6,3 тысячи за 40-футовый контейнер.
В FM Logistic в России констатируют, что тренд на увеличение тарифов сохраняется как на рынке морских, так и железнодорожных перевозок.
“Большой объем неотгруженного товара перешел с мая на июнь. Это связано как с дефицитом контейнеров, так и с постепенной адаптацией игроков рынка к новым требованиям китайских банков по оплатам, что привело к повышению спроса на транспортные услуги”, — комментирует директор по международным транспортным операциям компании Ярослав Белоусов.
Исполнительный вице-президент по морской логистике Noytech Supply Chain Solutions Анастасия Кизулева говорит, что дефицит контейнеров наблюдается с апреля и развивается по экспоненте. В мае же крупные морские линии предупредили, что контейнеров в основных портах хватит на одно или два судна. В “Сервисной логистической компании” (СЛК) указывают на резкий дефицит оборудования в Нинбо, Сингане, Шанхае, Даляне.
При этом на ситуацию на российском рынке накладывается невозможность вывезти контейнеры на восток, отмечают представители отрасли. Они уверены, что дальнейший рост ставок в ближайший месяц неизбежен по всем видам грузоперевозок. По некоторым оценкам, к середине июня цены могут вырасти еще на 20–30% или даже сильнее.
В конце мая в РЖД заявили, что перевозки через погранпереходы с Китаем в январе – апреле выросли почти на четверть. Всего было перевезено 13,3 млн тонн грузов.