РЖД ввели обязательную длину минимум в 71 условный вагон для контейнерных поездов, формируемых для Восточного полигона.
Как сообщает “Коммерсантъ”, в компании объяснили это решение необходимостью сделать использование инфраструктуры более эффективным.
“При дефиците пропускной способности Восточного полигона отправление более коротких, к тому же в целом более легковесных контейнерных поездов приведет к неполному использованию мощности локомотива, полезной длины станционных путей и к невыполнению целевых параметров пропуска грузопотока”, — пояснили в РЖД.
По подсчётам монополии, один поезд с углем, рудой или удобрениями перевозит в три раза больше груза, чем контейнерный поезд длиной 55 вагонов.
В то же время участники рынка указывают, что из-за удлинения поездов могут возникнуть определенные трудности. Так, например, с китайской стороны на пограничный переход Забайкальск—Маньчжурия приходит поезд с импортным грузом длиной 55 вагонов, а необходимость дожидаться накопления 71 вагона увеличивает транзитные сроки.
По словам директора РТСБ-РУС Александра Баскакова, в декабре КНР резко сократила план по приему экспортных поездов из России. На границе уже скопилось около 80 составов с экспортным грузом, которые “держат” вагоны, запланированные под импорт.
“Сроки доставки увеличатся в среднем на 25–30%, что сказывается на привлекательности железнодорожных перевозок для клиентов”, — отметил Баскаков.
Впрочем, в компании “Транс Синергия” говорят, что существенных ограничений со стороны Китая на погранпереходе Забайкальск—Маньчжурия нет.
“Те объемы, которые Китай подтверждал по приему и по Забайкальску, и по Монголии, он выдерживает”, — сказал “Ъ” глава компании Станислав Станкевич.
При этом он добавил, что монгольские железные дороги не принимают поезда длиной 71 условный вагон. Таким образом, поезда длиной 71 вагон будут расформировываться.
По словам другого участника рынка, инициатива РЖД в целом позитивна, так как увеличит провозную способность и доступность локомотивных бригад. Однако он признает, что это решение может создавать проблемы на ряде погранпереходов, что “может привести к переключению части грузопотока на морские сервисы”.
Ранее информационное агентство Tank Container Word писало, что погрузка на сети РЖД по итогам 2023 года составила 1 млрд 232,3 млн тонн, что на 0,2% меньше, чем за предыдущий год. Наибольший рост был отмечен на Забайкальской (+14,2%), Дальневосточной (+5,1%) и Горьковской (+2,6%) железных дорогах.