ОАО РЖД подготовило предложения по повышению тарифов на перевозку контейнеров. В 2025–2026 годах ставки могут вырасти на 5% ежегодно, пишет газета “Коммерсант” со ссылкой на источник.
Помимо этого, для дополнительного финансирования инвестпрограммы на 1,1 трлн рублей рассматриваются такие меры, как переход на учет в тарифе промышленной инфляции вместо потребительской, невозвращение льготных коэффициентов к тарифам на перевозку угля, а также индексация тарифов на порожний пробег полувагонов.
Ранее в РЖД уже говорили о необходимости сократить “избыточные тарифные преференции” для контейнерных перевозок. Так, в 2020 году первый заместитель гендиректора компании Вадим Михайлов отмечал, что для выравнивания позиций с автотранспортом на коротких маршрутах и с deep sea — на длинных ОАО РЖД добилось у регуляторов замедления темпов индексации тарифов на перевозку контейнеров и введения льготного коэффициента в 0,47 при перевозках от 4 тыс. км. Тогда разрыв между тарифами был 21,2%. В 2017 году тариф на контейнерные перевозки был увеличен на 4%, разрыв сократился до 16,5%, и стало понятно, что повышение тарифов не замедляет рост перевозок, пишет “Ъ”. На 2022 год разрыв между тарифами снизился до 11,2%.
По словам одного из собеседников издания, первоначально в РЖД предлагали повысить контейнерные тарифы сразу на 10% в 2025 году. Но теперь приоритетным является сценарий с шагом в 5% в течение двух лет. При этом, по его оценке, дополнительная индексация тарифов на контейнерные перевозки сверх уровня, согласованного правительством в макроэкономическом прогнозе на 2025 год (13,8%), повысит нагрузку на грузоотправителей и операторов и может стать стимулом для оттока грузов с железной дороги на другие виды транспорта, прежде всего автомобильный.
Напомним: перевозки контейнеров на сети РЖД продолжают показывать рост на фоне общего снижения грузооборота. За девять месяцев 2024 года они увеличились на 7,8% (до 5,9 млн TEU).