После увеличения железнодорожных тарифов на 11% в прошлому году в 2023-м в РЖД проиндексировали их ещё на 8%. Это беспрецедентный рост нагрузки для рынка грузоперевозок, уверены представители отрасли.
В ходе семинара «Тарифообразование на железнодорожном транспорте: тарифы РЖД и ставки операторов» они поделились опасениями, что в таких условиях отправители грузов могут уйти с рынка.
«Грузоотправителю, возможно, в будущем станет неинтересно, с учетом существующих тарифов и получающейся в итоге прибыли, вообще участвовать в рынке грузоперевозок», – отметил в ходе дискуссии член комитета по транспорту и экспедированию ТПП РФ Евгений Реутов (его комментарий приводит агентство «РЖД-Партнёр»).
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин в свою очередь подчеркнул, что рост тарифов не соответствует целям Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.
Он полагает, что без должного тарифного регулирования снизить транспортные издержки не получится.
Индексация стала реакцией РЖД на снижение погрузки (по итогам 2022 года она просела на 3,8%), при этом весной текущего года наконец наметилась положительная динамика – в марте грузов на ж/д сети стало больше на 2,3%. Учитывая, что также выросло и число вагонов, надежда на снижение тарифов все-таки есть, отмечают эксперты.
Впрочем, пока они фиксируют только рост ставок и предупреждают, что без комплексного подхода к решению существующих проблем (отсутствие единой системы управления порожними составами, несбалансированность парка вагонов и мест размещения порожняка) изменить ситуацию не получится.
Ранее Федеральная служба государственной статистики сообщила, что суммарный объём грузоперевозок в РФ в первом квартале 2023 года вырос почти на 6%. По железным дорогам было переправлено 306 млн тонн грузов – снижение к аналогичному периоду 2022-го составило 0,6 млн тонн.