Страны Евразийского экономического союза заинтересованы в адаптации логистических коридоров для наращивания объёмов торговли с Россией.
В 2022 году на фоне вызванной санкциями глобальной перестройки маршрутов поставки товаров внутри ЕАЭС существенно выросли – чтобы удовлетворить спрос необходимо не только строительство инфраструктуры, но и снятие ограничений на таможне и регулятивных барьеров.
Таким мнением, как пишет «Коммерсант», поделились участники состоявшегося в Сочи Евразийского конгресса.
Они в том числе видят значительный потенциал коридора Север—Юг в сопряжении с Транскаспийским международным транспортным маршрутом. По словам премьер-министра Казахстана Алихана Смаилова, морские порты страны Актау и Курык, а также международный центр приграничного сотрудничества Хоргос могут послужить дополнительным выходом для стран ЕАЭС на мировые рынки.
По подсчётам Евразийского банка развития (ЕАБР), транзитные перевозки через Казахстан в Китай в 2022 году выросли на 15%, а за четыре месяца с начала 2023 года — на 33%.
По коридору Север—Юг поставки с начала года выросли на 54%, маршрут предполагает обход Каспия с запада (через Азербайджан и Иран) или с востока (через Казахстан и Туркменистан).
«Уже есть реальные грузовики, которые из России до иранских портов в Индийском океане доехали. Сейчас ведется анализ этих маршрутов, в частности, с точки зрения потери времени, например, на погранпереходах», — сказал “Ъ” вице-премьер Марат Хуснуллин.
По его словам, строительство дорог требует привлечения частных инвестиций, однако существует проблема: в ряде стран нет развитого механизма ГЧП (государственно-частного партнёрства).
Суммарные потребности в финансировании проектов коридора Север-Юг оцениваются в $38 млрд (это должно увеличить грузопоток к 2030 году в 15 раз), при этом 67 из 102 проектов сейчас финансируются странами за счет бюджетных средств, сообщил зампред правления ЕАБР Денис Ильин.
Ограничивают рост грузопотока и «мягкие» барьеры, в первую очередь процедуры на таможне, а также различные сборы с перевозчиков — их снятие должно позволить провозить грузы от Санкт-Петербурга до Мумбая за десять дней.
Ранее информационное агентство Tank Container World писало, что железнодорожные перевозки по международному транспортному коридору «Север-Юг» с января по май 2023 года выросли более чем на 40%. Их объём за этот период составил 4 млн тонн.