Правительства России и Белоруссии подписали соглашение о международных автомобильных перевозках.
Документ предусматривает постепенную отмену разрешительной системы, которая касается перевозок грузов в третьи страны или из них.
От разрешений на такие перевозки начнут отказываться с 1 января 2024 года, к 2030-му новая модель будет реализована полностью. Она предполагает, что белорусским перевозчикам не потребуются разрешения на работу на российском рынке, а компаниям из РФ — на белорусском. Таким образом, транзитные перевозки в третьи страны станут не трех-, а двусторонними.
По словам участников рынка, соглашение позволит снизить цены, при этом оно выгоднее для белорусского бизнеса, поскольку он получит доступ к более крупному рынку.
По мнению руководителя отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгения Дятлова, это решение назревало давно. При этом он отметил, что в текущих геополитических реалиях оно не повлияет на ситуацию на рынке международных перевозок.
“В настоящий момент при доставке товаров российским перевозчикам система третьих стран уже не работает. Относительно доставки товаров из Европы въезд российским и белорусским машинам закрыт, как и для европейских перевозчиков закрыт въезд в Республику Беларусь и Россию. В случае же взаимной отмены ЕС, Россией и Беларусью ограничительных мер основным сдерживающим фактором будут совсем другие критерии — количество транзитных разрешений”, — сказал Дятлов, комментируя ситуацию для “Ъ”.
Президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская полагает, что цель данного законопроекта — повышение “конкурентного положения и наших, и белорусских автоперевозчиков относительно иностранных”. С внедрением новой модели должна снизиться стоимость перевозки у российских и белорусских перевозчиков относительно поляков и прибалтов, также вырастут количество заказов и общий объем автоперевозок.
Специалист по операционной работе Novelco Сергей Трукшин также говорит, что можно надеяться на некоторое снижение стоимости перевозок за счет большего числа предложений.
Между тем гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев обращает внимание, что белорусские перевозчики смогут загружаться внутри России местными грузами, тогда как для российских компаний на белорусском рынке возможностей гораздо меньше.
Ранее информационное агентство Tank Container World писало, что стоимость грузовых автоперевозок в России за шесть месяцев 2023 года выросла до 38%, а спрос на них подскочил более чем на 60%.