Стоимость перевозки контейнеров из центральной России в направлении Красноярска и восточнее в марте резко выросла, в некоторых случаях — в 30 раз.
Об этом пишет газета “Коммерсантъ” со ссылкой на данные Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка. Заметнее всего ставки выросли на железнодорожные перевозки из Москвы в города Восточной Сибири. Так, тарифы на отправку грузов в Красноярск в 40-футовом контейнере в собственности оператора взлетели с 5–7 тыс. рублей в феврале до 160–180 тыс. рублей в марте.
По словам источника “Ъ”, отправить контейнер из Красноярска на Дальний Восток стало “предельно сложно”. Как отмечает аналитик ЦЦИ Роман Шагалов, стоимость перевозки контейнера из Москвы в Иркутск за месяц подскочила с 25 тыс. до 200 тыс. рублей. Ставки на отправку во Владивосток выросли с 100 тыс. руб. в начале года до 300 тыс. рублей. Операторы связывают рост тарифов c сокращением ОАО РЖД количества наряд-заказов на формирование контейнерных поездов из Москвы в восточном направлении, что вызвало нехватку мест на них.
Высокие темпы роста цен на внутрироссийские контейнерные перевозки объясняются в том числе эффектом низкой базы: ранее эти направления были убыточными и дотировались операторами, чтобы доставить контейнеры на восток, где они более востребованы. Сейчас же подобные перевозки стали рентабельны.
По информации издания, причина остановки движения контейнерных поездов связана со “сверхнормативной отправкой угля в полувагонах и open-top-контейнерах” в декабре—январе. Отправки угля на восток в рамках поручений президента РФ обладают большим приоритетом при перевозке, чем контейнеры.
Один из участников рынка сообщил, что рост ставок на перевозки на восток является прямым следствием сокращения количества наряд-заказов из-за того, что ОАО РЖД пропускает составы с углем.
В самой компании заявили, что в марте в восточном направлении “выросло предъявление грузов в рамках вышестоящих очередей временных правил определения очередности перевозок грузов”. Речь идет о грузах, отправляемых в рамках отдельных поручений президента и правительства, социально значимых грузах, а также перевозках для обеспечения потребностей регионов. Так, например, погрузка нефтепродуктов и угля для внутреннего потребления выросла в марте на 1,9% и 0,4%, подчеркнули в РЖД.
Ранее в марте информационное агентство Tank Container World писало, что власти РФ прорабатывают вопрос о приоритетности отгрузки вагонов с нефтегрузами на Восток и изменение временных правил определения очередности перевозки грузов.