Крупнейшие железнодорожные операторы России — Первая грузовая компания (ПГК) и Федеральная грузовая компания (ФГК) — разделили между собой первое и второе места в рейтинге операторов INFOLine Rail Russia Top по итогам первого полугодия.
Обе они нарастили доходы и увеличили парк подвижного состава, пишет изучившая рейтинг газета “Коммерсант”.
По итогам шести месяцев 2023 года ПГК и ФГК продемонстрировали одинаковые показатели по сумме критериев, причем Федеральная грузовая компания лидирует по парку в собственности и управлении, активно наращивая покупки вагонов (в 2023 году планируется закупить до 2 тыс. крытых вагонов и до 5 тыс. универсальных платформ). Первая грузовая компания при этом за счет более высокой эффективности работы парка является лидером по объемам перевозок и грузообороту.
Отмечается, что рынок железнодорожных перевозок сохраняет высокую степень консолидированности: на долю топ-30 операторов по итогам полугодия пришлось около 75% парка и 84,3% грузооборота.
Один из основных трендов 2023 года — это рост закупок новых вагонов на заводах РФ и б/у парка из стран Балтии. Также некоторые операторы с учетом изменения конъюнктуры пересмотрели взгляды на свое стратегическое развитие в ряде сегментов рынка подвижного состава.
Кроме того, многие участники рынка, которые в 2022 году получили рекордно высокую прибыль, направили средства на выкуп парка из лизинга, поскольку лизинговые ставки существенно возросли: так, только повышение ключевой ставки ЦБ в этом году с 7,5% до 13% выразилось в увеличении лизинговых платежей минимум на 500 рублей без НДС за вагон в сутки.
Между тем покупатели подвижного состава, цены на который выросли в 2023 году на 30–40%, начали перепродавать как места в заводских очередях, так и непосредственно парк, заказанный в 2022 году, по существенно более низким ценам.
Ещё один тренд — это увеличение разрыва между ставками аренды и оперирования на спотовом рынке и долгосрочными сервисными контрактами (например, в сегменте нефтебензиновых цистерн), что формирует риски для ряда операторов, особенно с высокой долей парка в лизинге.
Ранее в сентябре информационное агентство Tank Container World писало, что резкое повышение ключевой ставки Центробанком РФ и рост цен на вагоны и цистерны привели к тому, что некоторые операторы перевозок начали останавливать их закупки.