Крупнейшие железнодорожные операторы нарастили доходы

21 / 09 / 2023

Крупнейшие железнодорожные операторы России — Первая грузовая компания (ПГК) и Федеральная грузовая компания (ФГК) — разделили между собой первое и второе места в рейтинге операторов INFOLine Rail Russia Top по итогам первого полугодия.

Обе они нарастили доходы и увеличили парк подвижного состава, пишет изучившая рейтинг газета “Коммерсант”.

По итогам шести месяцев 2023 года ПГК и ФГК продемонстрировали одинаковые показатели по сумме критериев, причем Федеральная грузовая компания лидирует по парку в собственности и управлении, активно наращивая покупки вагонов (в 2023 году планируется закупить до 2 тыс. крытых вагонов и до 5 тыс. универсальных платформ). Первая грузовая компания при этом за счет более высокой эффективности работы парка является лидером по объемам перевозок и грузообороту.

Отмечается, что рынок железнодорожных перевозок сохраняет высокую степень консолидированности: на долю топ-30 операторов по итогам полугодия пришлось около 75% парка и 84,3% грузооборота.

Один из основных трендов 2023 года — это рост закупок новых вагонов на заводах РФ и б/у парка из стран Балтии.  Также некоторые операторы с учетом изменения конъюнктуры пересмотрели взгляды на свое стратегическое развитие в ряде сегментов рынка подвижного состава.

Кроме того, многие участники рынка, которые в 2022 году получили рекордно высокую прибыль, направили средства на выкуп парка из лизинга, поскольку лизинговые ставки существенно возросли: так, только повышение ключевой ставки ЦБ в этом году с 7,5% до 13% выразилось в увеличении лизинговых платежей минимум на 500 рублей без НДС за вагон в сутки.

Между тем покупатели подвижного состава, цены на который выросли в 2023 году на 30–40%, начали перепродавать как места в заводских очередях, так и непосредственно парк, заказанный в 2022 году, по существенно более низким ценам.

Ещё один тренд — это увеличение разрыва между ставками аренды и оперирования на спотовом рынке и долгосрочными сервисными контрактами (например, в сегменте нефтебензиновых цистерн), что формирует риски для ряда операторов, особенно с высокой долей парка в лизинге.

Ранее в сентябре информационное агентство Tank Container World писало, что резкое повышение ключевой ставки Центробанком РФ и рост цен на вагоны и цистерны привели к тому, что некоторые операторы перевозок начали останавливать их закупки.

Другие новости

Списание грузовых вагонов в России...

Среднегодовой размер списаний полувагонов по истечении срока...

Читать
РЖД продлили скидки на перевозку...

РЖД продлили на 2025 год скидки для...

Читать
Месячная погрузка на сети РЖД...

Погрузка на сети РЖД по итогам сентября...

Читать
Забастовка грузчиков может парализовать работу...

Грядущая забастовка сотрудников портов, анонсированная Международной ассоциацией...

Читать