Объём инвестиционной программы ОАО РЖД в 2024 году может быть увеличен.
Суммарно она запланирована на уровне 1,275 трлн рублей, выяснила газета “Коммерсант”. Это на 7% больше расходов за 2023 год, которые ранее были увеличены решением совета директоров монополии с 1,1 трлн до 1,19 трлн рублей, но на 14% меньше, чем было запланировано на 2024 год в трехлетней инвестпрограмме, утвержденной в конце минувшего года (1,48 трлн рублей).
Расходы на развитие Восточного полигона — основной стройки РЖД — собираются сократить (до 366 млрд рублей), снизят и инвестиции в Центральный транспортный узел (они запланированы на уровне 98 млрд рублей вместо ранее обозначенных 181 млрд).
В два раза, согласно предварительному варианту инвестпрограммы, возрастут вложения в развитие подходов к портам Азово-Черноморского бассейна — до 43 млрд рублей. На уровне 29 млрд рублей ожидаются инвестиции в развитие подходов к портам Северо-Запада, что чуть больше, чем планировалось ранее.
На обновление инфраструктуры РЖД хочет направить 425 млрд рублей. Относительно 2023 года инвестиции по этой статье вырастут на 11%, а не на 30%, как планировалось ранее.
Увеличатся относительно плановых и вложения в обновление подвижного состава — до 229 млрд рублей при 200 млрд рублей в 2023 году.
Что касается объёмов погрузки, то в 2024 году РЖД ожидает умеренного роста до 1265,4 млн тонн (на 1,7%). Грузооборот же должен увеличится более заметно — на 3,4% (до 3,4 трлн тонно-километров). План по погрузке на текущий год сохраняется на уровне 1243,8 млн тонн.
По данным “Ъ”, 2023 год компания планирует закончить с прибылью в 96 млрд рублей и нарастить этот показатель до 122 млрд рублей в 2024 году.
По словам главы агентства “Infoline-Аналитика” Михаила Бурмистрова, фокус инфраструктурных инвестиций логичен. Он считает, что РЖД сможет освоить заявленные на Восточный полигон 366 млрд рублей, хотя это и очень амбициозная цифра. Показатели погрузки, по мнению Бурмистрова, будут зависеть от ситуации на Восточном полигоне.
Эксперт также отметил, что в 2024 году тариф будет расти быстрее, чем инвестиции (намеченный рост — 10,75%), что объяснимо, поскольку операционные издержки у РЖД увеличиваются, и было бы очень опасно не инвестировать в персонал, где компания начинает проигрывать конкурентам по оплате труда.
Ранее в октябре информационное агентство Tank Container World писало, что в РЖД хотят индексировать грузовые тарифы в зависимости от промышленной инфляции, а не потребительской, как сейчас. Новую формулу расчёта могут ввести в 2025 или 2026 году.