Экспорт через Иран осложнили транспортные неувязки

20 / 11 / 2023

Поставку российских товаров через Иран существенно затрудняют транспортные проблемы. В том числе — дефицит портовых мощностей и судов на Каспии.

Об этом пишет газета “Коммерсант” со ссылкой на директора по развитию ГК TransAsia Logistics Аркадия Иванова.

По его словам, рынок сбыта для зерна и муки в географической зоне МТК Север—Юг огромен, ведь население Ирана, Афганистана, Ирака и Пакистана составляет почти 400 млн человек.

Существенной проблемой, однако, является организация расчетов за экспорт-импорт и логистические услуги. В частности, в автомобильных перевозках расчеты осуществляются по системе арабской хавалы (неформальная система на основе взаимозачета требований без формирования финансовой отчетности), в Иране это называется “сарафи”, “то есть все работают за кэш”, отметил Аркадий Иванов. Он напомнил, что сейчас идут переговоры по соединению карты “Мир” с иранской картой “Шетаб”.

“В случае успеха это станет толчком к развитию мелкого и среднего бизнеса, основного сегмента торговли”, — подчёркивает эксперт.

Также, по словам Иванова, наращиванию российского экспорта через Иран мешают дефицит инфраструктуры и обмеление каспийских портов.

Ещё одним значимым препятствием для развития коридора остается и отсутствие у него единого оператора.

Между тем российские компании заявляют о намерении поставить суда на каспийские маршруты для МТК Север—Юг.

Так, ОСК строит для коридора четыре универсальных контейнеровоза нового проекта, в мае было заложено первое судно, поставка всех судов назначена на 2025 год. FESCO планирует поставить на Каспий пять-шесть судов и приобрести порт. Возможность купить или построить контейнерный хаб в Астрахани рассматривает и ГК “Дело”, планирующая также поставить на центральный каспийский маршрут четыре судна.

Однако в подвешенном и противоречивом состоянии остается вопрос перевозок через сам Иран. С одной стороны, отмечает Аркадий Иванов, стоимость дизтоплива в стране составляет 2,78 руб. за литр, это делает перевозку автотранспортом через всю страну дешевле $100 за контейнер, что “точно меньше, чем по железной дороге, даже при реализации проекта сквозной колеи российского стандарта через Иран”. С другой стороны, Россия планирует достраивать недостающий участок западного маршрута МТК Решт—Астара, соглашение с Ираном, предусматривающее выделение Россией межгосударственного кредита на €1,3 млрд из €1,6 млрд стоимости проекта,  было подписано в мае.

В октябре информационное агентство Tank Container World писало, что государственная иранская судоходная компания Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL) планирует развивать грузовой флот на Каспии для обеспечения роста грузопотока по Международному транспортному коридору (МТК) “Север-Юг” через астраханские порты.

Другие новости

Экспорт СПГ из России в...

Поставки российского СПГ в Китай за два...

Читать
Грузовые ж/д перевозки между РФ...

В Москве проходит крупнейший конгресс в сфере...

Читать
Приглашаем на конференцию «Цифровизация на...

25 апреля 2025 года в 10.00 в...

Читать
TransRussia | SkladTech 2025: 595...

С 18 по 20 марта в «Крокус...

Читать