Министерство транспорта России по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова проработает введение долгосрочных договоров с взаимной финансовой ответственностью по принципу “вези или плати” между контейнерными операторами и транспортно-логистическими центрами.
Об этом пишет РБК со ссылкой на источник, знакомый с поручением.
Предполагается, что операторы будут обязаны гарантировать объемы перевозок через терминалы в обмен на предоставление им приоритета транспортировки контейнеров по железной дороге. Проработка этого вопроса была поручена Минтрансу после того, как бывший топ-менеджер РЖД и основатель ГК “Фининвест” Александр Кахидзе направил обращение вице-премьеру, пишет РБК.
В письме бизнесмен обратил внимание, что создание сети транспортно-логистических центров в России осуществляется без господдержки, а ухудшение макроэкономических условий создает риски для рентабельности проектов и сроков их реализации. Поэтому собственник “Фининвеста” просит обеспечить прогнозируемые объемы перевозок.
Внедрение контрактов “вези или плати” позволит снизить риски потерь инвестсредств транспортно-логистических центров в условиях ограниченных мощностей Восточного полигона, повысит ответственность инвесторов за развитие инфраструктуры и установит для всех участников перевозочного процесса требования к объему и качеству транспортных услуг, уверен автор обращения.
В РЖД агентству сообщили, что поддерживают введение долгосрочных контрактов по схеме “вези или плати”. При этом в компании отметили, что конкретные механизмы пока находятся в проработке, уточнив также, что “потребуется внесение законодательных изменений”.
Между тем, по словам управляющего партнера “Инфра Проекты” Алексея Безбородова, схема “вези или плати” абсолютно не применима к контейнерам. Этот принцип, отмечает эксперт, работает только для однотипного груза с массовой перевозкой в одном-двух направлениях.
“Для контейнеров с тысячей направлений это не работает, потому что даже в процессе перевозки контейнерщик может поменять свое направление или решение, а это означает, что он нарушит в данном случае условия ship-or-pay. Следовательно, это разрушит всю систему взаимоотношений”, — подчеркнул Безбородов.
Ранее информационное агентство Tank Container World писало, что участники рынка ожидают роста контейнерных перевозок в 2024 году на 5-10%. Главным фактором, тормозящим рост, эксперты по-прежнему называют загруженность инфраструктуры Восточного полигона.