ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И НОВАЯ ЛОГИСТИКА ТАНК-КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК. Часть 2

17 / 02 / 2023
Строительство танк-контейнеров Т50 и Т75

Александр Глазунов, директор ООО «КонтейнерРемСервис», рассказал о проекте по строительству танк-контейнеров Т50 и Т75 для ПАО «Газпром», реализуемого компанией.

«Мы занимаемся танк-контейнерами с 2014 года, начали с пропарочной станции в Самарской области, прошли все сложности с ремонтами и сертификацией, стали работать с опасными грузами, приобрели опыт и партнеров», – рассказал А. Глазунов о предыстории проекта.
По его словам, в 2022 году в сотрудничестве с НПК «Шельф», располагающей собственными производственными мощностями в г. Шахты Ростовской области, был создан опытный образец танк-контейнера Т50 для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ).
Александр Глазунов подчеркнул, что этот опытный образец Т50 был полностью выполнен из комплектующих, изготовленных российскими производителями, включая донышки, предохранительную арматуру и средства измерения. При этом весь процесс проектирования, оформления конструкторской документации и постройки танк-контейнера занял около 2 мес. Образец Т50 полностью удовлетворяет требованиям Гостехнадзора и построен в строгом соответствии с правилами постройки контейнеров РМРС.

«Танк-контейнер Т50 был создан для подразделения ПАО «Газпром», максимально ориентированного на импортозамещение. Но сразу после анонсирования проекта к нам начали поступать обращения других потенциальных заказчиков с просьбами ориентироваться и на их потребности перевозок и прорабатывать дополнительные возможности перевозки интересующих их видов грузов с последующим включением наименований в паспорт изделия», – рассказал спикер.

По его оценкам, сегодня в России спрос на танк-контейнеры заметно растет из-за ухода иностранных компаний-операторов и выбытия части парка, что создает большие возможности для российских производителей по производству танк-контейнеров. Один из способов их реализации, которым также пользуется «КонтейнерРемСервис», связан с сотрудничеством с китайскими компаниями. Александр Глазунов рассказал, что его компания стала официальным представителем компании CIMC в России по направлению танк-контейнеров Т75. И в рамках этого сотрудничества с Александром Глазуновым форум посетили Лэй Фуцян, директор по продажам департамента по зарубежным операциям CIMC и Цзян Сюэпин, менеджер департамента зарубежного маркетинга CIMC SANCTUM – завода по производству танк-контейнеров для жидкого гелия.

Как рассказал Лэй Фуцян, CIMC располагает 4-мя заводами общей мощностью 5000 ед. танк-контейнеров в год. «Изначально к нашим танк-контейнерам прилагаются китайские документы, которые отличаются от российских. Но в рамках сотрудничества мы провели большую работу по адаптации документов и преодолели несовпадения. Китайская сторона заинтересована в расширении рынка, мы планируем открыть представительства в Москве и Санкт-Петербурге и готовы к запросам со стороны российских компаний», – отметил он.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ:

Вопрос: Александр, какой фактор стал драйвером для создания опытного образца танк-контейнера Т50?
Александр Глазунов: Основным фактором стала заинтересованность ПАО «Газпром» в создании такого опытного образца. Если бы не этот интерес, наша компания не смогла бы реализовать данный проект.

Вопрос: Рассматриваете ли вы возможность изготовления танк-контейнеров из композитных материалов?
А.Г.: На данном этапе нет, поскольку композиты производятся в основном из импортного сырья, а в своей работе мы ориентируемся на принципы импортозамещения.

Вопрос: Почему CIMC не может поставлять в Россию танк-контейнеры напрямую, без участия представителей и посредников?
А.Г.: Необходимость посредничества обусловлена рисками санкционной политики Запада по отношению к России. Наши партнеры придерживаются безрисковой политики, которая предполагает сложную схему поставки с участием посредников.

Страховая защита: поиск альтернатив

Сергей Николаев, независимый страховой брокер, рассказал о реализации страховой защиты в современных реалиях. По его словам, самую большую тревогу у страхового сообщества сегодня вызывают вопросы перестрахования. «На конец 2021 года около 85% перестраховочной защиты было размещено российскими страховщиками на международном рынке. В марте 2022 года в рамках пакета антикризисных мер для российских страховщиков был принят запрет на заключение сделок со страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами, являющимися лицами недружественных государств», – пояснил С. Николаев.

По его словам, чтобы решить проблему с перестрахованием, был увеличен размер обязательной передачи рисков страховщиков в перестрахование Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) с 10 до 50%. А Банк России как единственный акционер РНПК, увеличил ее капитал с 71 до 300 млрд руб.

«Очевидно, что внутренний рынок потерял возможность страховать риски у представителей зарубежных компаний в России либо иметь перестрахование текущих рисков непосредственно за рубежом. Сейчас перед страховщиками стоят задачи по поиску альтернативных емкостей», – констатировал страховой брокер. По его словам, в дальнейшем предполагается активизация сотрудничества с перестраховщиками Китая, Индии, стран Ближнего Востока и СНГ.

Сервисное обслуживание танк-контейнеров и экология

Максим Киреев, главный инженер АО «СГ-Транс», рассказал об особенностях сервисного обслуживания танк-контейнеров. Он отметил, что за два года компания смогла заметно нарастить производственные мощности по этому направлению. «Количество собственных ремонтно-испытательных пунктов (РИП) выросло с двух до 12-ти, из которых три РИП имеют Свидетельство о признании РМРС; пять – Свидетельство о Соответствии РМРС; четыре – Свидетельство о соответствии от Бюро Веритас. В том числе два РИП оборудованы промывочными станциями нефтехимических продуктов, семь – оборудованы для проведения дегазации газовых танк-контейнеров.

По его словам, передавая на подряд работы по обслуживанию танк-контейнеров, «СГ-Транс» сталкивается со сложностями, которые связаны с высокой стоимостью оборудования, недостаточной технической оснащенностью предприятий, несвоевременным обеспечением запасными частями на местах, дефицитом квалифицированного персонала, недостаточным внутренним контролем качества выполненных работ. «Поэтому совместно со «Спецтрансгарантом» был разработан единый стандарт качества оказания услуги, который включает в себя проведение ряда обязательных работ:

  • периодическое освидетельствование в объеме 2,5 и 5 лет;
  • все виды ремонта;
  • претензионная работа;
  • модернизация парка;
  • выезд на места аварий.

Также Максим Киреев озвучил проблемные вопросы работы компании. Часть из них касается перегрузки танк-контейнеров при взаимодействии с контрагентами. Это отсутствие договорных отношений между АО «СГ-Транс» и контрагентом, требование от контрагента 100% предоплаты, загруженность станций и приоритет отправок груженых контейнеров при маневровых работах, отсутствие у контрагента возможности перегруза танк-контейнеров и следующая из этого необходимость привлечения сторонних контрагентов, а также загруженность площадки под хранение контейнеров-цистерн при отправке платформ в ремонт.

Также проблемы работы компании связаны с обеспечением запчастями из-за рубежа. «Большинство газовых танк-контейнеров «СГ-транс», находящихся на сервисном обслуживании, оснащены комплектующими и оборудованием российского производства, но исключение составляет арматура Fort Vale производства британской компании Fort Vale Engineering Limited, которая установлена на 20% обслуживаемого парка, – рассказал докладчик. По его словам, в 2022 году после введения санкций средний рост цен на комплектующие к данной арматуре составил 30%. Кроме того, на начало года количество запчастей Fort Vale на российских складах было ограничено. Поставки из других стран (Турция, Китай), которые обещало российское представительство, до сих пор не налажены. «В связи с этим мы ведем работу по поиску поставщиков, готовых изготавливать аналогичные запчасти для арматуры Fort Vale. Также был определен ряд компаний, изготавливающих фторопластовые уплотнения, которые не уступают по качеству зарубежным оригиналам и отличаются более низкой ценой, – рассказал М. Киреев.

В дальнейшем, по его словам, «СГ-Транс» планирует повышать уровень сервиса, расширять географию присутствия сервисных организаций, расширять номенклатуру предоставляемых услуг, внедрять новые технологии и автоматизацию процессов.

Тему обслуживания танк-контейнеров продолжил Валерий Богданов, начальник производственно-сервисной службы ТЭК «Модуль». Он рассказал о новых решениях в промывке танк-контейнеров, разработанных компанией.

«Как правило, замывка смолянистых загрязнений велась в два этапа: мойка с помощью аппарата высокого давления (АВД) и моющей головки, и спуск человека в емкость и замывка вручную с помощью АВД и пистолета. Для исключения спуска и снижения затрат встал вопрос о разработке синтетических моющих средств (СМС) для подобных загрязнений», – рассказал В. Богданов.

В результате проведенной работы было создано средство, принятое по параметрам цена/качество на предприятии как универсальное. По словам докладчика, рецептура СМС позволила создать продукт в виде порошка «Модуль-51» ТУ20.41.32.119-001-23040002-2022, что в свою очередь позволяет данному СМС конкурировать на рынке технических моющих средств.

Тему импортозамещения затронул в докладе и Юрий Горшков, представитель Ассоциации «РХБ защита», который рассказал о продукции предприятий Ассоциации, которая может использоваться в танк-контейнерных перевозках химических продуктов при возникновении ЧС техногенного характера». По его словам, в настоящее время предприятия ассоциации в рамках программы импортозамещения значительно расширили ассортимент выпускаемой продукции, что позволяет полностью удовлетворить потребности многих отраслей экономики, в том числе и танк-контейнерной.
Дмитрий Левашов, общественный деятель, эколог, рассказал о соблюдении экологического законодательства ППС в ряде регионов России, а также о фактах его нарушения. «К сожалению, в очередной раз приходится отметить, что без лицензирования предприятий, осуществляющих производственную деятельность по очистке танк-контейнерного парка и создания СРО наведение порядка на российском рынке невозможно», – считает эколог. По его мнению, предприятия, в том числе члены РСХ, сотрудничающие с «гаражными» мойками и недобросовестными предпринимателями при выявлении фактов нарушения экологического законодательства, в том числе, в сфере обращения с отходами производства и потребления, будут нести не только финансовые но и репутационные риски.

Возможности инфраструктуры

Алексей Филиппов, представитель ОЭЗ «Большая Шатура», провел презентацию возможностей ОЭЗ для химических и логистических компаний. Он отметил, что для Шатуры сегодня характерны высокие темпы роста производства и значительный инвестиционный потенциал. «Объем инвестиций в 2021 году составил 3,6 млрд руб., из которых 2,3 млрд пришлось на собственные средства предприятий. Объем субсидий объектам МСП составил 13,5 млн руб.», – рассказал докладчик.

По его словам, ОЭЗ «Шатура» включает в себя три инвестиционные площадки: «Рошаль», «Осаново-Дубовое» и «Новосидориха», а в структуре промышленного производства присутствуют энергетика, химические производства, производство мебели и деревообработка.

В числе перспективных мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности ОЭЗ спикер назвал создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Рошаль», которое должно привести к увеличению предпринимательской и инновационной активности, а также развитию существующих химических производств.

Новая логистика

По словам Татьяны Петровой, вице-президента РСХ, влияние логистики на химическую отрасль всегда было колоссальным, а в новых экономических условиях роль логистики в развитии перевозок химической продукции, создании внутренних и внешних транспортных коридоров и вовсе сложно переоценить.

«Логистика развивается быстрее, чем химическая отрасль, и становится движителем, катализатором трансформаций в химической отрасли, и в этом взаимодействии мы уже не можем просто отрабатывать свою повестку и выступать «статистами», поэтому РСХ перешел к открытому диалогу и взаимодействию, активному участию в проектах и совместной выработке логистических решений», – отметила Татьяна Петрова.

Сегодня процесс выстраивания новой фундаментальной логистики пришел на смену временным логистическим решениям, и позволяет компаниям выстраивать стабильное и долгосрочное взаимодействие, расширять географию поставок, а в перспективе поможет вновь сделать грузопотоки прогнозируемыми. Безусловно, в этой ситуации танк-контейнер становится единицей, которая способствует развитию эффективного сотрудничества грузоотправителей и логистических компаний, позволяет расширять географию и повышать гибкость экспортно-импортных поставок.
В свою очередь, всестороннее рассмотрение новой логистики перевозок химических грузов на форуме стало возможным благодаря вступлению организатора мероприятия – TCW в РСХ в августе этого года.

«Вступление в РСХ без преувеличения позволило интегрировать проект TCW в экономическую отрасль России. Мы создали Комиссии по перевозкам химических грузов в танк-контейнерах и планируем использовать знания и опыт, полученные в ходе нашей многолетней работы в танк-контейнерной отрасли, для роста объемов и повышения эффективности перевозок химической продукции в танк-контейнерах в новых условиях», – рассказал Кирилл Болтаев, генеральный директор Tank Container World.

В свою очередь, Татьяна Петрова отметила, что сотрудничество с TCW открывает широкие возможности для интеграции танк-контейнерной отрасли в химическую. «Наша задача – сделать так, чтобы этот мостик был прочный, чтобы была синергия. Это позволит вырабатывать механизмы влияния на отрасль, сделает развитие эффективным», – заключила вице-президент РСХ.

Всего участниками четвертого международного танк-контейнерного форума стали около 80 человек, в том числе, представители танк-контейнерных операторов, сервисных депо, профильных комитетов и структур, руководители и специалисты химических предприятий, также мероприятие впервые посетила делегация из Китая. «За четыре года проведения форума пройден путь от немного дилетантского до действительно профессионального и качественного мероприятия. Надеюсь, что пятый – юбилейный форум станет еще более масштабным и насыщенным», – отметил в заключение Кирилл Болтаев.