
В этот раз помимо традиционных вопросов, касающихся производства, ремонта и обслуживания танк-контейнеров, развития инфраструктурных проектов, тенденций операторского бизнеса и экологии, значительное внимание на мероприятии было уделено выстраиванию новой логистики перевозок химических грузов в танк-контейнерах и развитию новых транспортных коридоров для экспортной доставки химии. Еще одной темой, которая прошла «красной нитью» через несколько выступлений, стало импортозамещение в сфере производства танк-контейнеров и их ремонта.
Предлагаем Вашему вниманию обзор форума и выдержки из наиболее интересных выступлений и дискуссий.
Аналитическая службы TCW
РСХ – танк-контейнерной отрасли
«В этом году мероприятие проходит под патронатом Торгово-промышленной Палаты (ТПП) Российской Федерации, при официальной поддержке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Российского Союза химиков (РСХ), членом которого Tank Container World (TCW) стал в августе 2022 года. И я рад представить коллег из РСХ, которые согласились принять участие в нашем мероприятии и поделиться «секретами» развития химической отрасли, – сказал Кирилл Болтаев, генеральный директор Tank Container World, открывая мероприятие.
Первым докладчиком форума стал Леонид Фрейман, заместитель исполнительного директора РСХ (подробнее см. Л. Фрейман «Химическая отрасль России: новые горизонты»), который рассказа о ситуации в химической отрасли России в изменившихся геоэкономических условиях. «Химический комплекс, который традиционно был драйвером роста экономики России и прирастал на 6-7% в год, сегодня переживает падение физических объемов производства и экспорта химической продукции, а также обострение накопленных в течение многих лет проблем», – отметил он.
По словам спикера, для успешного развития отрасли в изменившихся условиях необходима новая стратегия, с инициативой разработки которой сегодня выступает РСХ. «Мы выступили с предложением Минпромторгу России организовать рабочую группу с участием РСХ, ТПП, Российской академии наук, и других организаций для разработки такого документа. При Госдуме был создан экспертный совет по химической промышленности, задача которого заключается в сборе предложений от предприятий для совершенствования нормативно-правовой базы развития всей отрасли», – рассказал Леонид Фрейман. Он подчеркнул, что решить проблемы химической промышленности сегодня можно только совместными усилиями и призвал игроков отрасли к открытому диалогу, обсуждению проблем и выработке совместных решений.
Александр Левиш, вице-президент РСХ, в своем выступлении остановился на конкретных задачах РСХ в отношении развития танк-контейнерной отрасли. Он рассказал о применении композитных материалов для защиты внутренних поверхностей танк-контейнеров и вагонов-цистерн при перевозках высокоагрессивной химии. По его словам, эти материалы обладают рядом преимуществ перед металлами и уже активно применяются в мире. Соответственно, стоит задача и по расширению возможностей их использования в России.
Как рассказал А. Левиш, в РСХ была создана рабочая группа по применению российских (импортозамещающих) композитных материалов для задач, связанных с танк-контейнерной отраслью. Также ведется создание цифровой платформы для решения этих задач. «Изготовление перевозочных средств в России, технологии для их ремонта долгое время базировались на материалах импортного производства. В настоящее время рабочая группа занимается анализом имеющихся ремонтных технологий, изучает возможности их сертификации в России.», – сказал А. Левиш.
По его словам, на данный момент на основе изучения мирового опыта уже была создана технология для проведения быстрых ремонтов, которая предполагает отверждение материалов за счет ультрафиолета и направлена на решение нескольких задач, включая проведение реконструкции, обеспечение защиты от коррозии и т.д. «Данная технология не попадает под санкции и позволяет быстро и качественно производить ремонтные работы. В течение очень короткого времени – от 15 сек до 20 мин материал превращается в прочную и быструю конструкцию, которая востребована со стороны многих предприятий», – подчеркнул докладчик. Представитель РСХ сообщил, что привез с собой образцы материалов, чтобы продемонстрировать их представителям предприятий, выполняющих ремонтные работы, в рамках форума.
РМРС: повышение эффективности работы
Доклад Родиона Стручкова, старшего инспектора Российского морского регистра судоходства (РМРС) был посвящен техническому наблюдению за обслуживанием танк-контейнеров и правилам Регистра по контейнерам.
«РМРС продолжает работать по основным направлениям – классификация и освидетельствование судов и объектов технического наблюдения – контейнеров, опасных грузов и тары. Отдел по техническому наблюдению за контейнерами был объединен с сектором опасных грузов и теперь носит название «Отдел по техническому наблюдению за контейнерами, опасными грузами и тарой», в связи с этим спектр работы несколько расширился», – сообщил Р. Стручков. Также, по его словам, изменился формат работы главного управления. «Если раньше мы непосредственно участвовали в процессах освидетельствования и испытаний танк-контейнеров, то сейчас эти функции отданы в филиалы Регистра. На главное управление возложены подготовка документов, правил, решения организационных вопросов», – пояснил он.
Согласно статистике, количество освидетельствований танк-контейнеров РМРС за последние три года находится примерно на одном уровне – 8 тыс. ед. в год. По словам спикера, РМРС постоянно держит «руку на пульсе», отслеживая все изменения в международных требованиях и оперативно вносит изменения в правила РМРС, обновляя их в свободном доступе на сайте Регистра. «Теперь на нашем сайте можно бесплатно создать личный кабинет, и мы призывам компании активнее пользоваться этой услугой. У вас под рукой будет вся информация о количестве контейнеров, прошедших освидетельствование, о сроках прохождения следующей процедуры и т.д. Также через личный кабинет можно подавать заявку на освидетельствование и консультации, что позволит экономить время сотрудников компании», – рассказал представитель Регистра.
В заключение Р. Стручков напомнил, что осенью 2022 года был введен дополнительный пакет санкций, где упоминается РМРС. «Санкции введены против государства, а РМРС – это 100% государственная организация. Но прорабатывая этот пакет санкций применительно к нашей работе, мы увидели, что они не распространяются на эксплуатацию мультимодальных контейнеров на территории ЕС. Поэтому все обязательства перед клиентами Регистр старается выполнять в обычном режиме», – сказал представитель организации.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ:
Вопрос: Родион, в ближайшее время будут активно развиваться перевозки грузов в танк-контейнерах Т75, не будет ли сложностей с их освидетельствованием?
Родин Стручков: Т75 полностью попадают под правила РМРС, мы будем проводить их освидетельствование в обычном режиме, сложностей возникнуть не должно.
Вопрос:Планирует ли РМРС сокращать сроки проведения освидетельствования танк-контейнеров? Если да, то за счет каких технологий планируется это делать.
Р.С.: Да, это будет происходить, в том числе, за счет введения электронного документооборота. Например, одна из внедряемых технологий в скором времени позволит делать акты периодического и первоначального освидетельствования контейнеров в электронном виде с электронной подписью инспектора.
Вопрос: Среди участников рынка распространена информация, что права наблюдения за танк-контейнерами будут переданы, в том числе, Речному Регистру. Можете ли Вы это подтвердить или опровергнуть?
Р.С.: По уставу, права РМРС аналогичны Российскому речному регистру (РРР), и они имеют право проводить освидетельствование танк-контейнеров уже сейчас. Другой вопрос заключается в опыте инспекторов РРР по проведению этой работы.