В ответ на возросший спрос предприятий хлорной промышленности в 2020 году ЗАО «Осиповичский завод транспортного машиностроения» (ЗАО «ОЗТМ») приступило к производству танк-контейнеров Т50-225 и Т50-225.1. В дальнейшем, с учетом перспектив роста отрасли и масштабов замены парка железнодорожных вагонов-цистерн, масштабы поставок будут только расти.
Об особенностях производства этих и других моделей танк-контейнеров на ЗАО «ОЗТМ», сертификации продукции, развитии сервисного направления, основных тенденциях рынка и планах предприятия, информационному агентству TCW рассказал Сергей КУЗЬМИЧ, генеральный директор ЗАО «ОЗТМ».
В текущих реалиях, в режиме жесткой конкуренции с участниками рынка, завод имеет возможность выпускать в среднем 55-60 танк-контейнеров различных моделей и модификаций в месяц. В случае роста спроса мы готовы в короткие сроки удвоить это количество.
На сегодняшний день завод имеет возможность производить танк-контейнеры из легированной коррозионностойкой (нержавеющей) и обычной конструкционной стали. При этом производство танк-контейнеров из разных материалов разграничено по производственным участкам и по оборудованию.
ЗАО «ОЗТМ» имеет все необходимое оборудование для производства танк-контейнеров высокого качества. В процессе производства применяются различные способы сварки на современном высокопроизводительном оборудовании известных мировых производителей (Fronius, Esab, Cloos, Ewm), в том числе с применением сварочных роботов и манипуляторов Fanuc и Kawasaki. Собственная заводская лаборатория осуществляет 100%-ный контроль качества сварных соединений котла с применением современных цифровых рентгенотелевизионных комплексов контроля сварных швов.
На текущий момент ЗАО «ОЗТМ» имеет свою устойчивую долю на мировом рынке танк-контейнеров, и достойно конкурирует на локальных рынках с крупными игроками.
В качестве одной из основных тенденций развития рынка я бы назвал рост парка танк-контейнеров, несмотря на рост их стоимости. В рамках рынка обслуживания прослеживаются тенденции к снижению стоимости услуг по сертификации, освидетельствованию и ремонту.
Стоит отметить, что в текущих условиях наша компания проводит политику сдерживания цен и мы призываем других участников рынка взвешенно подходить к вопросу ценообразования и не использовать демпинг.
Действительно, производство танк-контейнеров на нашем предприятии началось с модели UN T11, и на текущий момент завод выпускает достаточно широкую номенклатуру танк-контейнеров. Завод по-прежнему выпускает контейнеры-цистерны UN T11 в двух модификациях, с волногасящей перегородкой Т11-254.2 и без таковой Т11-254, с возможностью разогрева груза и теплоизоляцией.
Завод выпускает еще ряд танк-контейнеров, таких как Т14-254 – контейнер для опасных грузов, перевозка которых осуществляется в емкостях без нижнего слива. Данная модель предусматривает возможность разогрева груза. Модель Т20-220 необходима для транспортировки более агрессивных грузов по сравнению с грузами, перевозимыми в Т11 и Т14, также есть возможностью разогрева груза перед разгрузкой. Т50-245 и Т50-245.1 – модели танк-контейнера для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) с нижним и верхним расположением запорной арматуры соответственно. Модели Т50-225 и Т50-225.1 изготовлены специально для транспортировки хлора, но их можно использовать и для других газов.
Завод ведет активную работу по разработке новых продуктов. В настоящее время разработан проект универсального крупнотоннажного контейнера габарита 1ААА или 40-футового высокого контейнера (High Cube), ведутся работы по технологической подготовке производства.
Да, некоторое время назад начался рост спроса на танк-контейнеры со стороны предприятий хлорной промышленности России и ряда танк-контейнерных операторов России. В свою очередь, это было связано с планомерным окончанием срока службы парка вагонов-цистерн, предназначенных для транспортировки хлора, а также со вступлением в силу Приказа №382 Министерства транспорта Российской Федерации (Подробнее), согласно которому запрещается использовать специальные вагоны, в том числе и для хлора, с продленным сроком службы. Соответственно, возник дефицит в транспортных средствах для перевозки хлора, и потребители стали рассматривать альтернативные варианты.
Маркетинговая служба завода внимательно следит за тенденциями на рынке, и сотрудниками отдела было проведено исследование отрасли, в рамках которого была обнаружена текущая необходимость в данном танк-контейнере на рынке. С учетом того, что в течение последних лет отрасль хлорной промышленности растет, перспективы роста спроса на данную модель в ближайшем будущем колоссальны.
После изготовления опытных образцов был проведен весь объем испытаний под надзором Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС). Получение необходимых свидетельств Регистра ожидается к концу мая текущего года. Проводятся работы по получению сертификата о соответствии требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности сосудов, работающих под избыточным давлением». Идет процесс получения сертификата в ассоциации «РусХлор».
Танк-контейнер Т50-225 представляет собой толстостенный сосуд, заключенный в мощный каркас рамы. Ни один элемент сосуда не выходит за элементы рамы, в отличие от вагона-цистерны.
Данная модель оснащена:
На базе этой модели была изготовлена модель Т50-225.1, оснащенная уровнемерным устройством, что дает возможность перевозки расширенной номенклатуры газов, в том числе диоксида серы и метилмеркаптана.
Производимые ЗАО «ОЗТМ» танк-контейнеры изготавливаются под надзором инспектора РМРС. Представительство РМРС в Республике Беларусь территориально располагается в г. Осиповичи, что в значительной степени упрощает совместную работу.
Каждая модель танк-контейнера проходит процедуру подтверждения соответствия требованиям международных стандартов, по результатам которой выдаются соответствующие свидетельства: об одобрении типа конструкции контейнера, о допущении типа конструкции контейнера по безопасности и об одобрении типа конструкции контейнера для транспортировки опасных грузов.
Также проводятся процедуры по подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Таможенного Союза.
Основную часть своей продукции предприятие поставляет в Россию, Украину и Белоруссию, но есть опыт поставок и договоренности и с другими странами. Например, некоторые наши танк-контейнеры прекрасно себя показали и продолжают эксплуатироваться в Антарктиде, и мы намерены и дальше расширять географию поставок.
Сегодня наш завод ведет активную работу с компаниями Украины, стран Прибалтики, а также рынками стран Персидского залива, Северной Африки, Центральной Азии.
Сегодня со стороны клиентов растет спрос на услуги по ремонту, освидетельствованию, испытаниям контейнеров. В настоящее время основными заказчиками данной услуги являются предприятия Республики Беларусь, у которых в собственности десятки, а у некоторых и сотни, танк-контейнеров. Однако зачастую, пусть не в таких больших, как бы нам этого хотелось, объемах проводится освидетельствование танк-контейнеров собственности операторов России, Украины и других стран.
Одно из преимуществ нашего предприятия по ремонту танк-контейнеров состоит в возможности осуществлять полный цикл ремонта вплоть до статических испытаний отремонтированного танк-контейнера. Для этого в нашем распоряжении есть уникальный испытательный стенд итальянского производства, предназначенный для статических испытаний танк-контейнеров
Для ЗАО «ОЗТМ» производство и обслуживание танк-контейнеров является одним из ключевых видов деятельности наряду с производством вагонов-платформ и вагонов-цистерн. В рамках развития производства танк-контейнеров завод ведёт активную маркетинговую работу, в частности, изучаются перспективные рынки, постоянно ведутся опытно-конструкторские работы (ОКР), вырабатываются и внедряются мероприятия по улучшению качества производимой продукции.
Текст Танк-контейнер Ворлд
Гость Сергей КУЗЬМИЧ, генеральный директор ЗАО «ОЗТМ»
Москва, 2021
Разработано в Stetika