Время доставки железнодорожного вагона в России в 2023 году выросло на 3,9%, до 18,75 суток.
Замедление оборото обошлось грузоотправителям в 200 млрд рублей, пишет газета “Коммерсант” со ссылкой на презентацию Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).
Рост времени доставки на одни сутки выливается более чем в 300 млрд рублей дополнительных затрат грузоотправителей и операторов на закупку и аренду подвижного состава.
При этом время непосредственно в движении не изменилось с 2022 года (3,16 суток): весь рост пришелся на другие компоненты оборота. Так, время на промежуточных станциях выросло на 1,7%, на технических — на 4,9%.
По словам замгендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, увеличение оборота вагона на сутки образует потребность в 51 тыс. дополнительных вагонов для перевозки того же объема грузов. Инвестиции в их закупку составляют 255 млрд рублей, а еще в 52 млрд руб. оценивается годовая стоимость их аренды. Кроме того, для отстоя и простоя этого парка нужно 710 км дополнительных путей.
В ОАО РЖД подчеркивают, что рост оборота произошел не в зоне ответственности компании. Впрочем, как отмечает Владимир Савчук, результаты опросов грузоотправителей свидетельствуют, что часть роста оборота на путях необщего пользования происходит вследствие затруднений со стороны РЖД.
Часть простоев связана с отстоем лишних вагонов, не задействованных в перевозках. Таких вагонов в 2023 году стало больше.
Рост оборота вагонов — это расходы для грузоотправителей, но для экономики в целом он может быть выгоден, обращает внимание глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Хотя грузы едут медленнее, вагоностроители производят подвижной состав, лизинговые компании его приобретают и сдают в лизинг, привлекая средства у банков, железнодорожные операторы получают больше доходов, и все они платят налоги, объяснил Бурмистров.
Ключевой негативный эффект с точки зрения ситуации на сети РЖД связан с тем, что в условиях отсутствия возможности вывезти груз, особенно на экспорт, компании вынуждены сокращать производство и добычу, что особенно заметно на примере угольной отрасли, добавил эксперт.
Ранее информационное агентство Tank Container World рассказывало, что выпуск грузовых вагонов в России по итогам 2023 года составил 64,1 тыс. единиц (рост на 28%).