В РЖД предложили принять меры для сокращения числа вагонов на сети. По оценке компании, размер парка на 220 тысяч единиц превышает предельно допустимый, а к 2030 году профицит увеличится до 310 тысяч.
Письмо в Минтранс с предложением ужесточить правила движения порожних вагонов, а также повысить плату за нахождение вагонов на путях общего пользования направил глава РЖД Олег Белозеров, пишет газета “Коммерсантъ”.
В монополии выражают обеспокоенность тем, что разбалансировка объема погрузки, количества погрузочных ресурсов и возможности инфраструктуры для размещения невостребованных вагонов привели к отрицательной динамике основных показателей. Так, по сравнению с 2018 годом, когда парк был меньше на 21%, оборот рабочего парка (среднее время от начала погрузки до начала следующей погрузки) вырос на 31%, производительность снизилась на 20%, а участковая скорость движения грузовых поездов — на 10%.
В РЖД выступают за изменение устава железнодорожного транспорта, а именно положения, которое позволят перевозчику перемещать порожние вагоны не только с припортовых (такое право у ОАО РЖД уже есть), но и с других станций. Также предлагается ужесточить требования к приписке вагонов, чтобы обеспечить возможность размещения невостребованного состава на путях необщего пользования, в том числе по месту приписки. Кроме того, компания хочет добиться повышения платы за нахождение вагона на путях общего пользования. Как поясняется в письме, это должно мотивировать собственников размещать вагоны на путях необщего пользования.
Участники рынка отнеслись к инициативе РЖД настороженно, пишет “Ъ”. Например, Союз операторов железнодорожного транспорта указал, что в РЖД не подтвердили наличие избыточного парка, а оценка профицита, представленная компанией, требует дополнительного обоснования. Также Союз обратил внимание, что предложения РЖД ранее не были поддержаны, поскольку не доказана связь предлагаемых изменений с проблемами, положительное влияние на обстановку на сети не обосновано и их принятие “нарушит баланс интересов в пользу перевозчика”.
В Нефтехимической транспортной компании также указали, что причинно-следственная связь между действиями грузоотправителей и занятостью инфраструктуры не доказана.
Ранее информационное агентство Tank Container World писало, что за первое полугодие по железным дорогам России было отправлено 600,3 млн тонн грузов (-3% к первому полугодию прошлого года). Грузооборот с начала 2024 года снизился в годовом измерении на 5,7% и составил 1 261,9 млрд тарифных т-км.