Россия нарастила морской экспорт дизельного топлива и газойля за первое полугодие 2023 года на 11%. В среднем отгрузки топлива за границу составляли около 1,055 млн баррелей в сутки, сообщает “Коммерсант” со ссылкой на данные Kpler.
Крупнейшими покупателями стали Турция с долей 30%, Саудовская Аравия и Бразилия (около 11% экспорта). Примерно по 4% поставок приходится на Марокко, Тунис, Египет, Ливию и ОАЭ, чуть меньше 3% — на Гану.
Эти страны заменили в списке основных покупателей российского дизельного топлива членов ЕС, Великобританию и Норвегию, на которых в первые шесть месяцев 2022 года приходилось 77% поставок. В 2023 году их доля в российском экспорте упала до 9%.
После введения эмбарго и ценового потолка на нефтепродукты большинство европейских стран перестали покупать топливо у России и ей пришлось искать новые рынки. Как отмечают в Kpler, с 5 февраля после введения в действие потолка цен предельная скидка на российское дизтопливо колебалась в диапазоне около $150–200 за тонну, то есть примерно $20 за баррель. Для российских нефтекомпаний продажа дизтоплива как минимум на $10 за баррель выгоднее, чем продажа нефти.
Напомним: в феврале страны ЕС, G7 и Австралия согласовали предельную цену в $100 для дизельного топлива и $45 для мазута. Президент Владимир Путин в ответ запретил поставки иностранным гражданам и компаниям, если в контрактах “прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены”.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), экспорт российской нефти в июне упал на 600 тыс. баррелей (до 7,3 млн баррелей в сутки), что является самым низким уровнем с марта 2021 года. Доходы от поставок за рубеж сократились на $1,5 млрд, до $11,8 млрд — почти вдвое по сравнению с прошлым годом.
Ранее в июле информационное агентcтво Tank Container World рассказывало, что на фоне глобальной перестройки логистики российской внешней торговли товарооборот РФ и Китая вырос более чем на 40%.