Продукция получает гражданство РФ

15 / 11 / 2022

Условия развития производства танк-контейнеров в стране
Участники транспортного рынка стремятся к технологической независимости в сегменте танк-контейнеров. АО «СГ-транс» приступило к производству собственных комплектующих для специализированной тары, а ряд других компаний в 2022 году уже представили рынку опытные образцы отечественных танк-контейнеров. Однако для полного перехода на российское производство необходима поддержка государства, в том числе в части упрощения процедуры аттестации комплектующих и готовой продукции.
Конструкция танк-контейнера представлена комплексом из основных элементов: колба, внешний каркас – рамная конструкция и навесное оборудование. Дополнительными комплектующими для специализированной тары, в частности, являются термометр, фитинги, запорные устройства и резиновые уплотнители.

На сегодняшний день российские предприятия могут производить только газовые танк-контейнеры из чёрной стали, например модель Т50 для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ), сообщил генеральный директор ООО «Танк-контейнер ворлд», председатель комиссии Российского союза химиков по танк-контейнерным перевозкам Кирилл Болтаев. «При этом холодная выкатка, необходимая для производства такого вида специализированной тары, проходит только на двух заводах – в Екатеринбурге и Кемерово», – уточнил он.

Одним из сдерживающих факторов для развития российского машиностроения в этом сегменте является отсутствие на отечественном рынке необходимого металла. Например, для создания самой популярной модели танк-контейнера – Т11 – необходима нержавеющая сталь широкого проката. Со времён СССР этот материал закупался у зарубежных поставщиков, в том числе в Финляндии.

Поэтому почти все танк-контейнеры в России зарубежного производства. Мировым лидером среди поставщиков выступает Китай.

Другой сдерживающий фактор – неразвитое производство необходимых комплектующих.

Комплектующие также преимущественно закупаются за рубежом, добавил Кирилл Болтаев.

Деталям нашли замену

Для снижения зависимости от импортных поставок АО «СГ-транс» (один из крупных железнодорожных операторов по транспортировке нефтегазовых и нефтехимических грузов) начало выпускать уплотнители для запорной арматуры танк-контейнеров в качестве замены иностранным аналогам. На IV Международном танк-контейнерном форуме, который состоялся 7 ноября, компания объявила о начале выпуска изделий на двух площадках – на базе Самарского филиала компании и в Нижнекамском производственном подразделении (Октябрьский филиал). Процесс изготовления согласован с Российским морским регистром судоходства (РМРС).
«Самым сложным для нас сегодня остаётся замещение арматуры британской компании Fort Vale. Рассматриваем разные варианты, в том числе переход на другие виды арматуры, поиск новых поставщиков и параллельный импорт», – приводит слова главного инженера АО «СГ-транс» Максима Киреева официальный сайт оператора.

Заметим, что сегодня большая часть парка, находящегося на сервисном обслуживании АО «СГ‑транс», оснащена оборудованием российского производства и только на 20% газовых танк-контейнеров установлены комплектующие из Великобритании.

По словам Максима Киреева, особое внимание стоит уделить внутреннему контролю за ремонтом и обслуживанием танк-контейнеров.

АО «СГ-транс» совместно с ООО «Спецтрансгарант» разработали единый стандарт качества оказания услуг – набор обязательных работ и операций. Это гарантирует единый подход при обслуживании танк-контейнеров, считает Максим Киреев.

Образец для подражания

Несмотря на существующие проблемы с отечественным строительством танк-контейнеров, в 2022 году несколько российских предприятий разработали новые модели специализированной тары собственного производства.

Так, в сентябре на XI Петербургском международном газовом форуме ООО «КонтейнерРемСервис» представило опытный образец танк-контейнера Т50 для перевозки СУГ. По данным производителя, при его создании удалось на 100% соблюсти принцип импортозамещения – образец полностью выполнен из комплектующих, изготовленных российскими производителями, включая донышки, предохранительную арматуру и средства измерения.

Барьеры производства

Эксперты рынка считают, что для полного импортозамещения производства танк-контейнеров необходима комплексная трансформация машиностроительной и металлургической отраслей. Лидирующую роль в этом вопросе играют государственные органы.

По мнению Кирилла Болтаева, прежде всего необходимо упразднить влияние РМРС. Работа этого органа сведена к тому, что все компоненты танк-контейнера, включая винты, а также сотрудники производств по изготовлению стали должны проходить аккредитацию регистра. При этом для начала серийного производства необходимо изготовить как минимум три опытных образца контейнера, и даже незначительное нововведение требует повторного создания образцов.

Прохождение всех этих этапов и процедур увеличивает время производства и цену конечной продукции, в итоге отечественный танк-контейнер может оказаться в 2–2,5 раза дороже китайского аналога.

Кроме того, РМРС загружен другими задачами, например контролем за флотом. В связи с этим остро стоит необходимость в поиске новых путей сотрудничества между органами государственной власти и транспортным рынком, подытожил Кирилл Болтаев.

Источник: Гудок – Новости РЖД.

Другие новости

Перевозки контейнеров в России в...

Рынок контейнерных перевозок грузов в 2024 году...

Читать
TCW на TransRussia 2024

Свежий номер TCW на стенде компании Д2...

Читать
Перевозкам нефтепродуктов по железной дороге...

Правительство России услышало просьбы бизнеса и поручило...

Читать
Морской экспорт российской нефти вырос...

Экспорт нефти из России по морю в...

Читать