Приоритеты железнодорожных перевозок будут обновлены

22 / 11 / 2023

Правительство России подготовило новую редакцию правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре.

Она предполагает введение приоритетов для продукции северного завоза и грузов для ликвидации последствий боевых действий на новых территориях и в регионах, где действуют специальные режимы. Как пишет “Коммерсантъ”, в приоритете в частности останется уголь, который вывозится на экспорт из Кузбасса и других регионов.

Рассмотрение новой редакции правил запланировано на 27 ноября. ПНД были введены в 2003 году. В мае 2020 года в них внесли правки, позволяющие распределять между различными грузами дефицитные возможности инфраструктуры, прежде всего Восточного полигона железных дорог. Весной 2022 года действие ПНД было приостановлено. Их заменили временные правила, принимаемые на уровне правления РЖД.

Временные правила были призваны высвободить мощности Восточного полигона под грузы с более высокой добавленной стоимостью, чем уголь, внутрироссийские перевозки, отправки предприятий, потерявших европейские рынки сбыта, и другие. Действие этих правил продлено до 2024 года.

Новая редакция ПНД включает в себя следующие изменения:

  • Скорректирована формулировка самой приоритетной позиции в очереди: раньше это были грузы для ликвидации ЧС, теперь же речь идет о приоритетности, определенной федеральными законами — воинскими, специальными и т. п. К категории прибавятся грузы для северного завоза.
  • Грузы для ЧС перешли во вторую очередь. В категорию добавлены перевозки для ликвидации последствий военных действий и незаконного вмешательства в регионах, где действуют “отдельные спецрежимы”, в том числе контртеррористической операции и повышенной готовности. Таким образом, приоритетный доступ к инфраструктуре могут получить в том числе грузы для присоединенных территорий (режим военного положения) и приграничных районов (режим повышенной готовности).
  • В приоритете третьей очереди в новой редакции ПНД останутся грузы на основании отдельных актов президента и правительства, то есть экспортный поток угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии, Тувы и Якутии на Восточном полигоне.
  • Далее следуют транзитные и субсидируемые грузы, за ними — грузы во внутригосударственном сообщении, где вверху списка приоритетов — перевозки для материального резерва, отправки социально значимых товаров, грузы для ЖКХ и энергетики и посевной кампании.
  • За ними вводится еще одна приоритетная категория — для продукции и сырья для предприятий непрерывного производства. Их перечень планируется утвердить отдельно.
  • За перевозками энергетического экспорта в специализированном подвижном составе следуют перевозки в составе контейнерных поездов. Среди них первой идет продукция лесопромышленного комплекса от производителей, сельскохозяйственный и продуктовый экспорт в контейнерах, а также внутренние перевозки контейнерных грузов предприятий малого и среднего бизнеса.
  • Замыкает список — несырьевой экспорт и сырьевой в полувагонах, при этом некоторый приоритет в рамках категории имеют предприятия, добывающие или перерабатывающие уголь.
  • В ПНД не вошел пункт о приоритетных перевозках в рамках договоров ship-or-pay, возможность введения которых обсуждали ФАС и РЖД.

По оценке главы агентства “Infoline-Аналитика” Михаила Бурмистрова, на самый проблемный на сети Восточный полигон поток грузов из новых территорий не повлияет. В южных портах, где есть ограничения инфраструктуры, основная проблема связана с подходами, пассажирским движением и повышенным уровнем террористической угрозы, отметил эксперт.

На уголь приходится порядка 58% грузопотока БАМа и Транссиба и 70% в экспортном грузопотоке, а на уголь “по поручениям” приходится порядка 90% всех его экспортных объемов. РЖД неоднократно призывало понизить долю угля на Восточном полигоне, оценивая свои дополнительные доходы в 1 млрд рублей в квартал, если перенести уголь “по поручениям” из третьей категории в общую категорию для угля.

Другие новости

Газовый форум соберет в городе...

С 8 по 11 октября 2024 года...

Читать
Экспортные перевозки удобрений по сети...

В РЖД сообщили об устойчивом росте перевозки...

Читать
Грузооборот морских портов России за...

Грузооборот морских портов России в январе —...

Читать
Санкции как драйвер творческой активности

Санкции Запада в отношении России продолжают вводиться...

Читать