Объем грузов, которые российские компании хотели бы вывезти через Восточный полигон (Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали), почти вдвое превосходит предполагаемую мощность маршрута даже после завершения модернизации.
Об этом со ссылкой на индикативный прогноз грузовой базы, подготовленный Минтрансом и РЖД, пишет “Коммерсантъ”.
Предполагается, что к 2031 году мощность Восточного полигона достигнет 210 млн тонн, а к 2035-му, когда работы завершат, — 255 млн тонн. Однако заявляемый грузоотправителями спрос на эти периоды составляет 537,2 млн тонн и 552,5 млн соответственно. При этом в 2024 году совокупную мощность Транссиба и БАМа хотят довести только до 180 млн тонн в рамках второго этапа модернизации. Планы по третьему этапу пока не утверждены.
Фактически компании назвали недостаточными планы по расширению Восточного полигона, указав, что в нынешних условиях маршрут будет перегружен всегда. Дополнительный объем спроса формируют угольные компании, подавляющая часть (96,3% в 2031 году и 97% в 2035-м) из него приходится на перевозки для экспорта.
Только Кемеровская область планирует отправлять в 2031 году 136,6 млн тонн угля, а в 2035-м — 138,6 млн, что выше пропускных способностей на 70 млн и 67,2 млн соответственно. Далее идут Хакасия (66,4 млн и 68,9 млн) и Амурская область (47,1 млн на оба срока), также не укладывающиеся в предложенные квоты.
По мнению главы агентства “Infoline-Аналитика” Михаила Бурмистрова, угольщики скорее указывают на проблемы с вывозом, а не выставляют реальные планы. Ведь у Кузбасса есть возможность отправлять уголь через южные и северо-западные порты, причем для некоторых направлений условия будут сравнимы или даже лучше.
“Порты северо-запада также имеют вполне достаточный ресурс и, что важно, там нет узких мест на железнодорожной сети. Пока выглядит так, отмечает [Бурмистров], как будто все угольщики заявили все дополнительные и даже часть существующих объемов, которые идут через другие порты, исключительно на Восточный полигон. Он добавляет, что есть некоторые шансы, что к 2030 году отношения со странами Европы могут улучшиться, что позволит диверсифицировать маршруты поставок”, — пишет “Ъ”.
По данным РЖД, провозная способность Восточного полигона (БАМа и Транссиба) по итогам 2022 года достигла 158 млн тонн грузов.