Один из двух крупнейших железнодорожных операторов России, Первая грузовая компания (ПГК), сменила владельца.
Покупателем актива, принадлежавшего миллиардеру Владимиру Лисину, стала компания “Аврора Инвест”, которую связывают с “СГ-Трансом”, сообщила газета “Коммерсантъ”.
Бенефициарами приобретения ПГК источники издания называют братьев Тимура и Руслана Бабаевых. Они являются совладельцами “Вектор Рейл”, которому принадлежит оператор перевозок сжиженных углеводородных газов “СГ-Транс”.
Сумма сделки могла превысить 200 млрд рублей, что ненамного превосходит 175,5 млрд рублей, за которые в 2011–2012 годах структура Владимира Лисина сначала купила 75% минус 2 акции ПГК, а потом консолидировала компанию.
Один из источников “Ъ” рассказал, что средства под сделку предоставляет ВТБ. В банке эту информацию не комментируют.
В ПГК официальной информации по сделке также не предоставили, при этом, по словам источников “Ъ” в отрасли, гендиректор компании Сергей Каратаев разослал сотрудникам ПГК сообщение о том, что продажа компании завершена, а в ближайшие недели планируется проведение встреч нового акционера с командой топ-менеджеров ПГК для определения задач на 2024 год и обсуждения долгосрочной стратегии.
По мнению замгендиректора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, со сменой собственника ПГК вырастет конкуренция на рынке.
Первая грузовая компания в первую очередь была сервисной компанией металлургического холдинга, объясняет Савчук, а теперь группе НЛМК будет сложнее дешево получать вагоны, что будет влиять на финансовые результаты. Так, НЛМК использовал вагоны ПГК для внутризаводских перевозок по ценам ниже рынка. В новой ситуации, когда сервисные договоры истекут, нужно будет платить рыночную ставку. ПГК будет активнее конкурировать за грузовладельца, полагает эксперт. Он высказал предположение, что цель сделки — в первую очередь получение дохода.
Глава агентства “Infoline-Аналитика” Михаил Бурмистров считает, что речь идет об эффективной сделке по консолидации рынка с сильным синергетическим эффектом.
По его словам, отдельный интерес представляет консолидация активов в сегменте контейнерных перевозок: фитинговые платформы есть у ПГК, в залоге у компании — крупный оператор “Транс Синергия”, у “Вектор Рейл” также есть платформы, при этом давно циркулирует информация о возможной приватизации принадлежащего ОАО РЖД “РЖД Бизнес Актив”.
Парк ПГК, по данным компании, насчитывает более 100 тыс. вагонов, включая полувагоны и крытый подвижной состав. По итогам прошлого года чистая прибыль ПГК по РСБУ выросла в 1,75 раза (до 38,4 млрд рублей), выручка составила 105,8 млрд рублей, отмечает РБК.