Перевозки наливных грузов в танк-контейнерах сократились за счет экспорта

16 / 03 / 2021

По данным Argus, в 2020 году в России танк-контейнерами было перевезено 5,09 млн тонн наливных грузов, что на 1,6% меньше, чем в 2019 году. При этом общую негативную динамику определили просевшие с 1,87 до 1,64 млн тонн экспортные перевозки, тогда как объем поставок наливных грузов в танк-контейнерах на внутренний рынок, наоборот, увеличился – с 3,31 до 3,45 млн тонн. Основной причиной падения объемов экспорта в танк-контейнерах участники рынка называют сокращение спроса из-за пандемии.

Порядка 73% объема перевезенных в прошлом году грузов пришлось на следующие 10 товарных позиций: каустическая сода, серная кислота, смесь пропан-бутана техническая (СПБТ), карбамидоформальдегидные смолы, стирол, олеум, карбамидо-аммиачная смесь (КАС), ортоксилол и параксилол, этиленгликоль, акрилонитрил.

Наибольшее падение объемов было характерно для КАС – почти вдвое по отношению к предыдущему году, что было связано с сокращением потребления жидких удобрений в 2020 году и падением цен на КАС. Существеннее всего снизились отгрузки КАС со станции Новгород-на-Волхове, обслуживающей «Акрон».

Заметно уменьшились и отгрузки СПБТ по железной дороге – на 18%, до 356,4 тыс. тонн, что было связано с общим сокращением объемов потребления сжиженных углеводородных газов (СУГ) и соответствующим сокращением поставок. Так, основной грузоотправитель СУГ в танк-контейнерах, завод «Няганьгазпереработка» «Сибура», сократил поставки СПБТ почти на 30% в связи с низкой выработкой.

Рекордсменом по приросту объемов перевозок в танк-контейнерах в 2020 году оказался стирол – рост составил около 25%, что было связано с усилением спроса и расширением географии перевозок продукта. Интересно, что груз с основного предприятия – «Мономер» вывозили сразу три оператора – «Спецтрансгарант», вошедший в прошлом году в состав «СГ-Транса», «Спецтрансконтейнер» и «Инфотек-Балтика М», тогда как в 2019 году это делала только последняя компания. Общее снижение объемов перевозок наливных грузов в танк-контейнерах практически не отразилось на арендных ставках: диапазон стоимости аренды нефтехимического танк-контейнера типа Т11 и Т13 на 3-5 лет в январе сохранился на уровне декабря – $5,75-9,5/сут, почти не изменились ставки и в годовом эквиваленте. Это связано с тем, что российские транспортные компании привлекают танк-контейнеры в основном у крупных лизинговых компаний, ставки аренды которых минимально подвержены изменениям.

Парк основных собственников и операторов танк-контейнеров в России для отгрузки наливной продукции (кроме пищевых грузов), по состоянию на конец июня 2020 года составил 24,1 тыс. ед. Крупнейшими парками располагали «СГ-Транс» (6,65 тыс. ед.) и «Инфотек-Балтика М» (3,5 тыс.). Парк связанных между собой «Форвард Транс Сервиса» и «Рейл Фрахт Ложистик» насчитывал почти 2,1 тыс., «Синтез Рейл» – 2,06 тыс. единиц.



Другие новости

Анонс ПМГФ-2023

С 31 октября по 3 ноября 2023...

Читать
Польша закроет границу для грузовиков...

Власти Польши приняли решение закрыть границу для...

Читать
Временный порядок перевозки грузов по...

Комиссия правительства РФ по транспорту одобрила предложение...

Читать
Контейнерные перевозки по сети РЖД...

Грузооборот контейнеров на сети РЖД в январе-апреле...

Читать