Перевозки наливных грузов в танк-контейнерах сократились за счет экспорта

16 / 03 / 2021

По данным Argus, в 2020 году в России танк-контейнерами было перевезено 5,09 млн тонн наливных грузов, что на 1,6% меньше, чем в 2019 году. При этом общую негативную динамику определили просевшие с 1,87 до 1,64 млн тонн экспортные перевозки, тогда как объем поставок наливных грузов в танк-контейнерах на внутренний рынок, наоборот, увеличился – с 3,31 до 3,45 млн тонн. Основной причиной падения объемов экспорта в танк-контейнерах участники рынка называют сокращение спроса из-за пандемии.

Порядка 73% объема перевезенных в прошлом году грузов пришлось на следующие 10 товарных позиций: каустическая сода, серная кислота, смесь пропан-бутана техническая (СПБТ), карбамидоформальдегидные смолы, стирол, олеум, карбамидо-аммиачная смесь (КАС), ортоксилол и параксилол, этиленгликоль, акрилонитрил.

Наибольшее падение объемов было характерно для КАС – почти вдвое по отношению к предыдущему году, что было связано с сокращением потребления жидких удобрений в 2020 году и падением цен на КАС. Существеннее всего снизились отгрузки КАС со станции Новгород-на-Волхове, обслуживающей «Акрон».

Заметно уменьшились и отгрузки СПБТ по железной дороге – на 18%, до 356,4 тыс. тонн, что было связано с общим сокращением объемов потребления сжиженных углеводородных газов (СУГ) и соответствующим сокращением поставок. Так, основной грузоотправитель СУГ в танк-контейнерах, завод «Няганьгазпереработка» «Сибура», сократил поставки СПБТ почти на 30% в связи с низкой выработкой.

Рекордсменом по приросту объемов перевозок в танк-контейнерах в 2020 году оказался стирол – рост составил около 25%, что было связано с усилением спроса и расширением географии перевозок продукта. Интересно, что груз с основного предприятия – «Мономер» вывозили сразу три оператора – «Спецтрансгарант», вошедший в прошлом году в состав «СГ-Транса», «Спецтрансконтейнер» и «Инфотек-Балтика М», тогда как в 2019 году это делала только последняя компания. Общее снижение объемов перевозок наливных грузов в танк-контейнерах практически не отразилось на арендных ставках: диапазон стоимости аренды нефтехимического танк-контейнера типа Т11 и Т13 на 3-5 лет в январе сохранился на уровне декабря – $5,75-9,5/сут, почти не изменились ставки и в годовом эквиваленте. Это связано с тем, что российские транспортные компании привлекают танк-контейнеры в основном у крупных лизинговых компаний, ставки аренды которых минимально подвержены изменениям.

Парк основных собственников и операторов танк-контейнеров в России для отгрузки наливной продукции (кроме пищевых грузов), по состоянию на конец июня 2020 года составил 24,1 тыс. ед. Крупнейшими парками располагали «СГ-Транс» (6,65 тыс. ед.) и «Инфотек-Балтика М» (3,5 тыс.). Парк связанных между собой «Форвард Транс Сервиса» и «Рейл Фрахт Ложистик» насчитывал почти 2,1 тыс., «Синтез Рейл» – 2,06 тыс. единиц.



Другие новости

ГК “Дело” стала владельцем свыше...

Группа компаний “Дело” стала владельцем более 90%...

Читать
Проблемы с расчетами затормозили грузоперевозки...

Перевозки грузов из Китая в Россию в...

Читать
Перевозки контейнеров в сообщении Китай...

Объем перевозок контейнерными поездами по сообщению Китай...

Читать
Конференция «Железная дорога vs автотранспорт:...

  23 мая 2024 года в 10.00...

Читать