Стоимость перевозки контейнеров из Китая в Россию с начала года снизилась на 30-35%. Это касается как отправки морем, так и по железной дороге, сообщает «Ъ».
По оценке транспортной компании ModernWay, ставки на перевозку 40-футового контейнера из основных китайских портов до Москвы упали с уровня $12-13 тыс. (цена в 2021 году) до $8-9 тыс. (конец 2022 — начало 2023 года). В мае стоимость продолжила снижаться, и теперь составляет $6-6,5 тыс. Падение ставок примерно на треть подтверждают также в «Альфа Транзит» и в Stalogistic.
В транспортной компании Novelco рассказали «Ъ», что стоимость FCL-доставки (с полной загрузкой контейнера) 40-футового контейнера снизилась на $1,5–2,5 тыс., или на 15–25%, тогда как стоимость LCL (с частичной загрузкой) — на $5–15 (10–15%) за CBM (условный расчетный объем) в зависимости от станции отправления.
Среди называемых экспертами причин снижения — сезонный спад перевозок после китайского Нового года, а также появление новых морских рейсов из КНР в Петербург и Новороссийск.
«Подобное происходит ежегодно в связи с остановкой китайских фабрик в период празднования [Нового года]. Однако [сейчас] продолжительность и уровень падения стоимости перевозок оказались значительнее, чем в предыдущие пару лет. В первую очередь мы это связываем с отменой ковидных ограничений в Китае. Назревшие карантинные послабления позволили нормализовать сроки обработки судов в китайских портах и увеличить их оборачиваемость», — отмечает директор по логистике «Альфа Транзит» Владислав Федоров.
Эксперты также указывают, что в течение прошлого года ставки были перегреты в связи с ростом объёма поставок из КНР. Кроме того, участники рынка обращают внимание, что падение стоимости перевозки контейнеров по маршруту Китай–РФ является частью общемирового тренда.
Так, гендиректор ModernWay Николай Ольшанский напомнил, что в 2022 году ставки по направлению из КНР в Европу снизились почти в десять раз, вернувшись к уровню 2019 года. На российском рынке этот тренд проявлялся менее значительно, а теперь началось выравнивание тарифов.
Возврат стоимости к уровню 2020-2021 годов эксперты называют маловероятным. По их мнению, сегмент контейнерных перевозок вновь становится «рынком покупателя».