В России будет создана система допуска на рынок автомобильных грузоперевозок. На рассмотрение Госдумы внесен законопроект о внедрении специального реестра для транспортных компаний — в него добавят как данные о самих перевозчиках, так и об их парке.
Как пишет газета “Коммерсантъ”, в реестре будут учитываться коммерческие перевозчики и грузовики с максимальной массой свыше 3,5 тонны. Исключение из реестра означает прекращение права на перевозку грузов.
Юрлица и ИП в реестре должны соблюдать все требования по поддержанию транспорта в исправном техническом состоянии, проведению медосмотра водителей и так далее. Самозанятых допускают к коммерческим перевозкам только транспортными средствами массой от 2,5 до 3,5 тонны. Ожидается, что закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что сейчас более 60% перевозок грузов осуществляются по серым схемам физлицами, которым владельцы грузовиков передают их в аренду с целью снижения налогов и ухода от ответственности.
Авторы инициативы подчеркивают, что налоги, которые можно получить при легализации грузоперевозок, составят до 450 млрд рублей в год.
Участники рынка в целом поддерживают создание реестра, пишет “Ъ”. Так, глава Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Вадим Филатов отметил, что для развития отрасли необходимо повысить безопасность грузоперевозок и прозрачность бизнеса.
“Создание единого реестра перевозчиков грузов, возобновление лицензирования могут помочь решить эти вопросы, но необходимо избежать дополнительной административной и финансовой нагрузки на компании”, — указал Филатов.
Между тем ряд аналитиков обращает внимание на недоработки законопроекта и сложности, связанные с его внедрением. По словам президента Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тараса Коваля, при разработке законопроекта за основу взяли европейский регламент 1071/2009.
При этом в большинстве европейских стран допуск должна получать любая компания, которая внесена в транспортную накладную. В документ может быть вписано два перевозчика, имеющих солидарную ответственность: “основной” перевозчик, держатель договора перевозки, и “последующий” перевозчик, непосредственно выполняющий перевозку.
“У нас подобную схему не подразумевает Гражданский кодекс, хотя многие об этом мечтают”, — подчеркнул Коваль.
Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев указывает, что в случае принятия законопроекта в текущем виде потребуется дополнительный ресурс для ведения реестра. Он также призывает не забывать про проблему защиты данных.