Определены потенциальные порты для перевалки опасной химии

08 / 11 / 2023

Министерство промышленности и торговли России определило морские порты, в которых “наиболее вероятно” будет организовано строительство хранилищ для аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия.

Разрешение на размещение специализированной инфраструктуры могут получить порты Усть-Луга, Тамань и Восточный, сообщает РБК на ссылкой на пресс-службу Минпромторга.

Те же предварительные локации назвали и в комитете Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.

Усть-Луга, Тамань и Восточный обеспечивают выход к трем направлениям — к западному, южному и восточному, что может помочь наладить взаимодействие с потребителями из Южной Америки, Африки, Турции и стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна.

Ранее Госдума РФ одобрила в первом чтении законопроект о развитии портовых мощностей для перевалки опасной химии. Предполагается, что химические грузы можно будет хранить на специализированных терминалах в портах, но за пределами границ прибрежных защитных полос.

Создание терминальной инфраструктуры для таких грузов отвечает интересам крупных игроков химической отрасли, нацеленных на экспорт, а также самих владельцев портов.

По мнению генерального директора информационного агентства Tank Container World Кирилла Болтаева, строительство собственной инфраструктуры поможет России снизить зависимость от внешних партнеров и станет импульсом для развития экономики и промышленности.

“Внимание к вопросу снижения законодательных барьеров в формировании специализированной портовой инфраструктуры уже говорит о многом. Наконец-то мы начинаем выстраивать собственную логистику и инфраструктуру и задумываться о том, что такие объекты надо иметь на своей территории, а не опираться на внешних партнёров и предложения других стран по перевалке и хранению опасных грузов. Все эксперты отрасли отмечают, что либерализация законодательства в транспортных стандартах должна пойти на пользу — в значительной степени должна снизиться стоимость затрат на возведение специализированных объектов и производство необходимого оборудования. Это даст больше манёвров для дальнейшего развития российской экономики и промышленности.

Единственное, есть несколько нюансов по срокам принятия законопроекта правительством. Сейчас мы сильно отстаём по мощности терминалов для хранения и перевалки химии, мы создаём новые объекты и подключаем их к старой инфраструктуре. Восточный и Южный полигоны перегружены. В среднесрочной перспективе нагрузка на них будет меньше, потому что уйдут пассажирские перевозки, но всё равно остаются перевозки специализированных грузов на Южном направлении. Если мы возьмём тот же Азово-Черноморский бассейн, порт Новороссийск, то он забит, железная дорога забита — брошенных поездов очень много. То есть эффективность терминалов напрямую зависит от пропускной способности железной дороги, а сейчас она перегружена… Например, Восточный полигон —  есть железная дорога с недостаточной пропускной способностью, она едет, но она старая. При создании новых инфраструктурных объектов есть риск того, что и так не справляющаяся с нагрузкой железная дорога будет ещё более перегруженной. При строительстве новых объектов необходимо в первоочередном порядке инвестировать в строительство новых железных дорог.

В прошлом году мы наблюдали такую вещь с проектами по газовым накопителям: в стране существуют вопросы с металлом — он стал дорого стоить, потому что комбинаты работают в основном на военно-промышленный комплекс, и срок ожидания сырья для строительства накопителей для газа или химии очень большой. Мы можем загрузить внутренние производства, но существует риск того, что компании пойдут покупать накопители в Китай, из китайского металла. То есть деньги опять уходят за пределы России.

Снижение административных барьеров — это позитивный шаг, и он действительно приведёт к положительным результатам, но это всё достаточно долгий процесс, накопители не появятся по щелчку пальцев. Они могут появиться, но опять же на старой инфраструктуре. На железной дороге дефицит локомотивной тяги, причём как маневровой, так и магистральной. То есть груз есть, а везти нечем, это основная проблема, и появление терминалов — да, хорошо и нужно, это новый бизнес, новые игроки, новые условия хранения, но это всё поздно. Портовые мощности, да, надо развивать, они всё ещё не развиты”.

Другие новости

В РЖД заявили о переизбытке...

В РЖД предложили принять меры для сокращения...

Читать
Центробанк отметил улучшение ситуации с...

Высокая загруженность инфраструктуры, а также дефицит подвижного...

Читать
Россия и Индия установили торговый...

Россия в мае экспортировала в Индию товаров...

Читать
Перевозки контейнеров по сети РЖД...

Перевозки контейнеров по сети ОАО “РЖД” во...

Читать