Компания НОВАТЭК возобновила рейдовую перевалку по схеме борт-в-борт возле острова Кильдин в Мурманской области.
Как пишет “Коммерсантъ”, 9 декабря СПГ-танкер ледового класса Arc7 “Николай Урванцев” и танкер LNG Dubhe (принадлежит китайской COSCO и японской MOL) завершили погрузку возле Мурманска, следует из данных аналитической системы Kpler.
LNG Dubhe пока продолжает стоять возле острова Кильдин, затем, вероятно, пойдет в Китай через Суэц. В последний раз перевалка борт-в-борт проводилась в июне.
НОВАТЭК пока не задействует для перевалки в Мурманске плавучее судно-хранилище Saam FSU (floating storage unit), попавшее в сентябре под прямые санкции США, уточняет “Ъ”.
Ранее США включили в санкционный список ООО “Арктическая перевалка”, управлявшее двумя судами-хранилищами СПГ в Мурманске и на Камчатке, а также сами FSU — Saam FSU и Koryak FSU. Это значительно усложнило для НОВАТЭКа логистическую схему отгрузок с проектов “Ямал СПГ” и будущего завода “Арктик СПГ-2”.
С помощью FSU НОВАТЭК рассчитывает сэкономить на транспортировке газа со своих арктических проектов, сократив число СПГ-танкеров ледового класса, более дорогостоящих, чем обычные.
В условиях санкций компании придется выстраивать новую логистику поставок, так как в первом квартале 2024 года с учетом общей нехватки новых танкеров должна заработать первая линия нового проекта “Арктик СПГ-2” на 6,6 млн тонн в год.
Помимо перевалки борт-в-борт НОВАТЭК с января 2024 года может начать поставки СПГ по Севморпути в сопровождении ледоколов, как сообщал на прошлой неделе глава “Главсевморпути” Сергей Зыбко. По его словам, отгрузки по более короткому пути будут вестись также в марте, апреле и мае.
Виктор Катона из Kpler отмечает, что это третья перевалка борт-в-борт танкера LNG Dubhe в этом году, все три случая с ямальским СПГ, поэтому, скорее всего, речь идет об оптимизации логистических цепочек: чтобы танкерам с арктическим классом не приходилось тратить время на длительные поставки, используется челночная технология, так как LNG Dubhe построен китайскими верфями и не имеет арктического класса.
Глава консультационного центра “Гекон” Михаил Григорьев обращает внимание, что НОВАТЭК использует временный перевалочный комплекс Кильдин-Восточный в зимний период начиная с зимы 2020–2021 годов, что позволяет увеличить провозную способность газовозов Arc7 типа “Кристоф де Маржери”.
Ввод морского перевалочного комплекса в Ура-губе запланирован на конец 2023 года, но пока непонятна ситуация с портофлотом, который строил Damen, такая же ситуация с комплексом в бухте Бечевинская, указывает эксперт.
Ранее в декабре информационное агентство Tank Container World писало, что поставки СПГ из России в Европу побили исторический рекорд. По итогам ноября экспорт составил 1,75 млн тонн.