Согласно требованиям п. 2.1.18 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, для допуска к эксплуатации по железнодорожной инфраструктуре каждый специализированный танк-контейнер должен получить заключение о возможности перевозки в нем соответствующего опасного груза, выданного компетентным органом.
В России таким органом является ФАУ «Российский морской регистр судоходства (РМРС), который действует в рамках поручений Правительства РФ по вопросам выдачи свидетельств о соответствии танк-контейнеров требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам (КБК) и Таможенной конвенции, касающейся контейнеров (КТК).
Согласно Уставу РМРС, данная организация осуществляет экспертизу проектов, техническое наблюдение при изготовлении, испытаниях при эксплуатации крупнотоннажных танк-контейнеров, их соответствие национальным и международным требованиям, в том числе, по перевозкам опасных грузов.
То есть, согласно действующим нормативным правовым актам, перевозчик не имеет права принимать опасный груз к перевозке в специализированном танк-контейнере, имея экспертное заключение, выданной иной организацией, кроме РМРС. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Заключение о возможности перевозки опасных грузов в танк-контейнерах по железной дороге перевозчику может быть выдано другими международными организациями. После получения такого заключения перевозчик везет свой опасный груз в танк-контейнерах по железной дороге, а ОАО «РЖД» не препятствует этому – не останавливает таких перевозчиков, иными словами, не проявляет принципиальности, которой обычно славится.
Получается, негласно возить опасный груз с заключением, выданным сторонней организацией, по железной дороге можно. Но теперь представим ситуацию, что по пути следования опасного груза случается авария, и при проверке документов выясняется, что заключение выдано не РМРС. Ответственность за получение заключения лежит на перевозчике, а следовательно, он принимает на себя все риски за невыполнение директивы.