Нефтяные компании столкнулись с отказами РЖД принимать груженые цистерны с НПЗ. В ряде случаев к перевозке не принимается свыше 40% объема суточной погрузки, сообщает газета “Коммерсантъ” со ссылкой на участников рынка.
Нефтяники предупреждают об угрозе срыва поставок на внутренний рынок, в РЖД между тем настаивают, что основная причина невыполнения плана — непредъявление груза к перевозке: это подтверждается отметками грузоотправителя в системе суточного планирования.
Тяжелая ситуация сложилась, в частности, у Самарской группы НПЗ и Ангарской нефтехимической компании (АНХК), пишет “Ъ”. По состоянию на 28 января оформления там ждали 498 вагонов, а доля непринятых к перевозке груженых вагонов достигла 47 и 41 процента соответственно.
В конце января начальник управления наземного транспорта “Газпром нефти” Игорь Деревицкий направил главе Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Дмитрию Муреву письмо о срыве поставок нефтепродуктов в связи с отказом железнодорожников принимать к плановой перевозке нефтепродукты Омского, Московского и Ярославского НПЗ. Решения касались более четверти от всех заявленных объемов.
В обращении говорится, что политика РЖД повышает риски невыполнения задачи по поставкам на внутренний рынок и провоцирует недозагрузку НПЗ. Последнее приведет к снижению переработки и, соответственно, падению выручки самих РЖД.
В РЖД в свою очередь отметили, что перевозки нефтепродуктов, особенно во внутреннем сообщении, находятся на особом контроле и пользуются повышенным приоритетом при согласовании отправки по лимитирующим направлениям.
“Причины недогруза необходимо рассматривать комплексно, разбираться в каждом конкретном случае, так как выполнение плана зависит не только от возможностей ОАО РЖД”, — отреагировали в компании. Там указали в том числе на непредъявление груза к перевозке по согласованным направлениям.
Ранее в правительстве РФ сообщили, что продолжают обсуждать вопрос приоритетности перевозки нефтепродуктов по железным дорогам. С 1 января 2025 года перестали действовать временные правила перевозок по сети РЖД, в которых приоритетность перевозки нефтепродуктов была повышена до 3-й группы. Теперь топливо снова находится в 6-й группе.