Структура, близкая к Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), приобрела компанию “Нефтетранссервис”, третьего по величине оператора в железнодорожной отрасли.
О сделке сообщает газета “Коммерсантъ”. По её данным, покупателем стал закрытый паевой инвестиционный фонд под управлением компании в этой сфере “Кинетик капитал”. Издание указывает, что формально она не аффилирована с СУЭК, однако “Кинетик капитал” получил заем у СУЭК, рассказал один из источников “Ъ”.
Газета пишет, что акционеры НТС предлагали актив разным покупателям. По данным СПАРК, 100% НТС владела зарегистрированная на Кипре NTS Holding. В СУЭК и ФАС на запросы газеты не ответили, а в НТС от комментариев отказались.
Источники “Ъ” не исключили, что по завершении сделки полувагоны “Нефтетранссервиса” будут переданы под управление Национальной транспортной компании (НТК, транспортный оператор СУЭК и “Еврохима”), а цистерны проданы.
Сумма сделки могла составить 50 млрд рублей плюс долг, который, по некоторым оценкам, достигает порядка 100 млрд руб.
По мнению главы “Infoline-Аналитики” Михаила Бурмистрова, минимальная стоимость бизнеса НТС — 120 млрд рублей за вычетом долга, только парк с учетом текущих цен на вторичном рынке оценивается не менее чем в 150 млрд рублей. Он говорит, что в собственности НТС с учетом финансового лизинга находится 37,6 тыс. цистерн и 25,4 тыс. полувагонов. Средний возраст парка цистерн — 18 лет (при сроке службы 32 года) и полувагонов — 10,6 года (для типового парка — 22 года).
Для СУЭК, отмечает Бурмистров, это хорошая сделка: сейчас проще всего получить парк на вторичном рынке, так как цены чрезвычайно высокие, а вагоностроительные мощности загружены. Но у НТК появляется большой бизнес по транспортировке нефтеналивных грузов, который логично было бы продать, поскольку это непрофильная история, требующая специфических компетенций. Крупных профильных игроков, способных купить такой бизнес целиком, немного — “Трансойл”, Railgo, Globaltrans, транспортные компании, связанные с ЛУКОЙЛом, причем в случае подобной сделки могут возникнуть вопросы у антимонопольных органов.
Однако, по мнению эксперта, покупатель на цистерны легко найдется: в этом сегменте наблюдается масштабный дефицит парка и такие вагоны интересны в том числе структурам, связанным с нефтяными компаниями.