Правительство России отозвало законопроект о внедрении договоров на перевозку грузов железнодорожным транспортом по схеме «вези или плати» (ship-or-pay). Соответствующая информация содержится в карточке проекта в электронной думской базе.
Кабмин внёс инициативу в парламент в конце 2021 года. В пояснительной записке к документу говорилось, что введение необходимой нормативной базы для заключения договоров «вези или плати» позволит гарантировать загрузку перспективных перевозочных мощностей, а также обеспечить перевозку грузов в рамках долгосрочных договоров.
Идея о внедрении механизма «вези или плати» на железной дороге к тому моменту обсуждалась уже в течение нескольких лет. При этом осенью 2021 года стало известно, что из законопроекта исключили пункт о предоставлении приоритетного доступа к инфраструктуре для тех, кто заключит с РЖД договоры по такой схеме.
Ожидалось, что до конца 2024 года механизм «вези или плати» будет работать при экспорте угля с железнодорожных станций Кузбасса в направлении портов и железнодорожных пунктов пропуска, расположенных в границах Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. Нештрафуемый предел отклонений от контрактных объемов в проекте предлагалось установить на уровне 5% как для грузоотправителя, так и для перевозчика.
С 2025 года система должна была заработать для перевозок железнодорожным транспортом всех видов грузов.
Напомним: договор «вези или плати» устанавливает обязательства перевозчика (РЖД) вывезти определённый объём груза клиента. Клиент при этом обязуется предоставлять грузы к перевозке.
В январе прошлого года замглавы РЖД Алексей Шило сообщил, что компания рассчитывает заключить первые договоры на условиях «вези или плати» на ж/д перевозку угольной продукции в направлении портов Дальнего Востока. Он отмечал, что, протестировав механизм на угле, в дальнейшем его распространят на другие грузы и направления.