В РЖД оценивают третий этап развития Восточного полигона в 2,68 трлн рублей. При этом 90% суммы компания хочет потратить на БАМ. Грузоотправители считают, что больше внимания нужно уделять Транссибу, пишет “Ъ” со ссылкой на источник, знакомый с деталями дискуссии.
В рамках третьего этапа предполагается расширить пропускную способность Восточного полигона с 180 млн тонн до 255 млн тонн. Для достижения цели в РЖД считают целесообразным проложить сплошные вторые пути от Ургала до Ванино, построить мост через Амур и три тоннеля, в том числе и второй Северомуйский и его обход.
Только второй Северомуйский тоннель оценивается в 307 млрд рублей, его обход — в 60 млрд.
Участвующая в обсуждении рабочая группа Владимира Рашевского (до 2020 года возглавлял СУЭК) выступает за существенное — примерно на 300 млрд рублей— сокращение вложений в участок Тында—Ванино.
В то же время грузоотправители призывают резко увеличить инвестиции в Транссиб, на которые ОАО РЖД хочет выделить лишь около 10% от всех вложений в третий этап.
Так, рабочая группа Владимира Рашевского предлагает включить в расширение Транссиба дорогостоящее строительство обхода Хабаровского узла (более 240 млрд рублей), построить дополнительные станции и разгонные пути, увеличив бюджет стройки на Транссибе более чем в два раза, примерно до 600 млрд руб.
Кроме того, рабочая группа считает нужным заметно увеличить инвестиции в смычку БАМа и Транссиба Комсомольск—Волочаевка, направив туда порядка 270 млрд рублей вместо менее 50 млрд рублей, о которых говорят в РЖД.
В монополии настаивают, что для достижения цели по пропускной способности необходимо строительство сплошных вторых путей, а также Кузнецовского (61 млрд рублей) и второго Северомуйского тоннелей. В компании полагают, что разница в стоимости реализации, представленных планов, не превысит 180 млрд рублей.
В декабре президент России Владимир Путин призвал четко определиться с параметрами третьего этапа развития БАМа и Транссиба. По его словам, загрузка магистралей Восточного полигона гарантирована на годы вперед.