Казахстан готов к совместной с Евросоюзом работе по интеграции Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) с Трансъевропейской транспортной сетью.
Для ЕС маршрут, проходящий через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и страны Европы, является предпочтительным вариантом для развития логистики с КНР. Об этом, как пишет «Коммерсант», сказано в исследовании Европейского банка.
Евросоюз готов взять на себя большую часть расходов на развитие маршрута (общая сумма инвестиций оценивается в 18,5 млрд евро). Деньги пойдут на восстановление и модернизацию железнодорожных и автомобильных коридоров, увеличение пропускной способности портов и улучшение инфраструктуры на границах.
Как отмечает «Ъ», для Казахстана развитие ТМТМ важно в контексте диверсификации экспортных поставок нефти, 80% которых сейчас приходится на контролируемый РФ Каспийский трубопроводный консорциум.
Снижение роли России в поставках нефти из Казахстана также выгодно для Евросоюза, который прямо указывает на необходимость этого в условиях общей политической неопределенности.
Планы по развитию ТМТ свидетельствуют о том, что Казахстан намерен конкурировать с Москвой за транспортный коридор Китай – ЕС.
Россия в свою очередь заинтересована в том, чтобы он проходил через её территорию (для этих целей планируется развивать Северный морской путь).
По итогам 2022 года китайский экспорт в ЕС составил 562 млрд долларов, импортировано же было товаров на 285 млрд долларов. На какой логистический маршрут будут делать ставку в КНР, пока неясно. Вероятно, Пекин будет в первую очередь учитывать экономические, а не политические соображения.
Напомним: в марте во время встречи с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином президент РФ Владимир Путин сообщил, что Москва и Пекин будут активно развивать международные транспортно-логистические коридоры. Россия и Китай намерены интенсивнее задействовать потенциал Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, а также Северного морского пути, отметил Путин.