Российские химические компании стали чаще отдавать предпочтение контейнерным перевозкам. Доля экспорта удобрений в контейнерах выросла до 11%, а стоимость доставки по некоторым маршрутам приблизилась к цене традиционной перевозки в хоппере с перевалкой на балкер, пишет газета “Коммерсант” со ссылкой на данные центра экономического прогнозирования Газпромбанка.
Отмечается, что стоимость отправки удобрений в Китай из Пермского края сейчас составляет $134 за тонну, что всего на $7 дороже, чем классическим способом.
По словам руководителя направления консалтинга NEFT Research Александра Котова, из-за диспаритета контейнерных импортно-экспортных отправок операторы контейнеров готовы идти на существенный дисконт для их отправки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, ведь в противном случае контейнеры придется доставлять порожними и платить тариф за железнодорожную перевозку.
В центре экономического прогнозирования Газпромбанка отмечают, что за несколько лет доля перевозящихся на экспорт удобрений в контейнерах увеличилась с 2% до 11%. По данным РЖД, перевозки удобрений в контейнерах, в том числе на экспорт, в январе—сентябре 2024 года выросли в 1,9 раза (до 375,1 тыс. тонн). Это максимальная динамика среди всех перевозимых в контейнерах грузов.
В Российской ассоциации производителей удобрений также обращают внимание, что за последние два года доля перевозок в контейнерах увеличилась. В первую очередь речь идет о перевозке калийных удобрений в Китай, а также в порты Балтии в контейнерах, сконструированных для минеральных удобрений. В ассоциации подчеркивают, что технология позволяет без угрозы смешения в одном месте оперативно развернуть склад для хранения практически любой номенклатуры груза, а вместимость ограничена только количеством контейнеров.
Удобрения — единственный массовый груз на железной дороге, сохраняющий положительную динамику погрузки в 2024 году, в том числе потому что химические компании не конкурируют за дефицитные мощности Восточного полигона. Вместо этого удобрения экспортируются через наименее загруженные порты Балтии.
Как писало информационное агентство Tank Container World, за 9 месяцев 2024 года погрузка удобрений на железных дорогах России выросла на 6,8% (до 50,3 млн тонн).