Российские нефтяные компании с начала 2023 года существенно увеличили экспорт высокооктанового бензина.
По данным газеты «Коммерсант», всего за границу было поставлено 2,5 млн тонн этого топлива — рост к показателю аналогичного периода прошлого года составил 37%.
Производство бензина в России с начала года увеличилось на 2% (до 17,9 млн тонн), а поставки на внутренний рынок снизились почти на 2%.
В конце весны биржевые цены на бензин несколько раз обновляли исторический максимум. Так, 17 мая цена АИ-95 на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи достигала 61,4 тыс. рублей за тонну, обновив рекорд предыдущего дня, когда топливо подорожало до 60,6 тыс. рублей за тонну. Цена АИ-92 росла до 52,9 тыс. рублей за тонну.
Как пишет «Ъ», Минэнерго еще в мае просило нефтекомпании снизить экспорт, а также увеличить поставки на внутренний рынок.
Запасы бензина на нефтебазах и НПЗ находятся на уровне 1,9 млн тонн.
Российские нефтекомпании в прошлом году столкнулись с проблемами экспорта нефти и нефтепродуктов из-за западных санкций против РФ. Это заставило нефтекомпании придумывать альтернативные схемы и направления для экспорта.
Веденный 5 февраля этого года ЕС и G7 потолок цен на российские нефтепродукты (установлен в $100 за баррель для бензина и дизтоплива) существенно не сказался на объеме экспорта, поскольку фактические цены оказались ниже уровня потолка.
В министерстве финансов России в конце апреля объявили о планах на год вдвое снизить демпфер, который призван сдерживать цены на топливо на внутреннем рынке при резких колебаниях цен на нефть (компании получают компенсацию из бюджета, если внутрироссийские цены на бензин ниже, чем при его продаже на экспорт).
Агентство Reuters писало, что российские власти обсуждают запрет на экспорт бензина, чтобы предотвратить дефицит топлива на внутреннем рынке и рост цен. Министр энергетики Николай Шульгинов заявлял, что о запрете на экспорт топлива речь не идёт, а обсуждается лишь возможное снижение экспорта.