Для Севморпути определили три сценария развития грузопотока

23 / 10 / 2023

Развитие грузопотока в акватории Арктической зоны и Севморпути предусматривает три сценария до 2030 года с перспективой до 2035 года.

Об этом пишет газета “Коммерсантъ” со ссылкой на проект доклада Минвостокразвития правительству РФ.

“Базовый сценарий, разработанный Минвостокразвития, предполагает, что ключевые перспективные грузоотправители — “Восток Ойл” “Роснефти”, а также проекты “Арктик СПГ-2”, “Арктик СПГ-1” и “Обский СПГ” НОВАТЭКа — выполняют свои планы, а также не испытывают нехватки в ледоколах и инфраструктурных мощностях”, — выяснил “Ъ”.

При указанных условиях с 2024 по 2030 годы грузопоток в Арктике вырастет с 74 млн тонн до 224 млн тонн, при этом его большую часть (75%) составят нефть и СПГ.

Оптимистичный сценарий предполагает рост грузопотока с 81 млн тонн в 2024 году до 244 млн тонн в 2030 году, еще через пять лет, в 2035 году, показатель может достигнуть 288 млн тонн.

По мнению экспертов, эти значения будут достигнуты силами проектов НОВАТЭКа “Арктик СПГ-1”, “Арктик СПГ-3”, а также “Юрхаровнефтегаза” и проектов освоения Сырадайского месторождения и Таймырского угольного бассейна АЕОН Романа Троценко.

Западнее пролива Карские Ворота грузопоток вырастет с 25 млн тонн в 2024 году до 57 млн тонн в 2030 году и 82 млн тонн в 2035 году. Примечательно, что этот сценарий учитывает и отмененный ранее проект Штокмановского месторождения. Грузопоток с этого проекта, обозначенный авторами документа, может составить 17 млн тонн в 2028 году и 50 млн тонн в 2035 году.

Третий вариант развития событий — консервативный — рассматривает отказ НОВАТЭКа от реализации проектов “Обский ГХК” и “Арктик СПГ-1”. При этом ряд других проектов, в том числе “Восток Ойл”, должны сдвинуться вправо, либо их мощность снизится.

В данных обстоятельствах к 2030 году грузопоток достигнет 117 млн тонн и вырастет до 131 млн тонн к 2035 году, а перевозки транзитом составят 38 млн тонн в год. По Севморпути транзитный грузопоток может достичь 4 млн тонн в 2023 году и 7 млн тонн в 2024 году. Это видится правдоподобным посредством перенаправления угольной продукции через терминал “Лавна” под Мурманском.

К 2030 году транзит предполагается увеличить благодаря договоренностям с партнерами из Китая, Южной Кореи, Японии, Вьетнама, Индии и Таиланда, сотрудничество с которыми будет строиться на основании двусторонних договоренностей.

По словам руководителя консультационного центра “Гекон” Михаила Григорьева, третий сценарий является наиболее реальным из всех обозначенных.

Он указывает, что строительство первого танкера ледового класса Arc7 для этого проекта запланировано на декабрь 2024 года, второго и третьего — на март и июнь 2025 года. Этих судов будет недостаточно для вывоза нефти даже на самом коротком плече — в Мурманск, подчёркивает Григорьев.

Ранее в министерстве промышленности и торговли РФ заявили о необходимости постройки 60 судов для Севморпути. В ведомстве отметили, что для российского судостроения развитие ледокольного флота остается первостепенной задачей.

Другие новости

Перевозки контейнеров по сети РЖД...

По итогам первого месяца 2025 года перевозки...

Читать
РЖД отправили в отстой более...

РЖД совместно с операторами отправили в отстой...

Читать
Погрузка на сети РЖД в...

Погрузка на сети РЖД в январе 2025...

Читать
Лишние вагоны отправят в «длительный...

На сети РЖД зафиксирован значительный избыток грузовых...

Читать