Бывшие акционеры компании FESCO и Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Зиявудин и Магомед Магомедовы подали в английский суд иск против бывших менеджеров FESCO, ее действующих и прежних акционеров, а также “Транснефти” и “Росатома”.
Магомедовы, которые ранее были признаны российским судом виновными в создании преступного сообщества и хищении бюджетных средств, обвиняют ответчиков в “глобальном сговоре” с целью отчуждения их собственности в пользу госструктур и для себя.
Как пишет газета “Коммерсант”, истцы утверждают, что против них была развернута кампания, “проводимая государством и от его лица по политическим причинам”.
Справедливую стоимость доли в НМТП Магомедовы оценивают в $5 млрд, в FESCO — в $6 млрд без учета долей, которые могли бы быть получены по опционам, и прочих потерь.
В иске говорится о “сговоре FESCO”, целью которого было воспрепятствовать осуществлению Зиявудином Магомедовым и компаниями холдинга SGS прав акционеров. По утверждению истцов, с конца 2019 по август 2020 года в сговор вступили миноритарии (фонд TPG и Марк Гарбер) и топ-менеджеры FESCO, ее будущие владельцы, а также “Росатом” и DP World.
Истцы в том числе настаивают, что бывшее руководство компании целенаправленно проигнорировало план реструктуризации внутреннего долга более чем на $1 млрд, чтобы искусственно поставить FESCO в затруднительное финансовое положение.
Также в вину ответчикам истцы ставят введение в заблуждение и оказание давления, отказ исполнять соглашения и распоряжения акционера.
В FESCO, структурах ее действующих акционеров и “Транснефти” отказались от комментариев. В “Росатоме” газете “Коммерсант” сообщили, что считают требования необоснованными.
По мнению юристов, решение прибегнуть к английскому суду — это слабое место иска. Они указывают, что обоснование не представлено, а ряд ответчиков, в том числе госкомпании, могут просто проигнорировать процесс.
“Истцы сложили в одну большую кучу все аргументы про заговор. В частности, большой блок аргументов основан на том, что российские суды незаконно рассмотрели ряд дел. То есть сейчас истцам надо доказать, что ответчики в том числе влияли на действия судов и госорганов в России”, — прокомментировал иск партнер юридической фирмы “Рустам Курмаев и партнеры” Дмитрий Клеточкин.
По его словам, ответчики, включая “Росатом”, могут не признать компетенцию английского суда по спору, связанному с вопросами причинения убытков и перехода прав на активы в российских компаниях.
Зиявудин Магомедов в конце 2022 года был приговорен в России к 19 годам колонии строгого режима, его брат Магомет — к 18. Их признали виновными в создании организованного преступного сообщества и в девяти эпизодах хищения денег из федерального и регионального бюджетов. В частности, их обвиняли в хищениях при строительстве стадиона “Балтика” к чемпионату мира по футболу 2018 года, при реконструкции аэропорта “Храброво” в Калининграде и других проектах. Братья Магомедовы свою вину не признали.
Созданная Магомедовыми группа “Сумма” владела несколькими портами (в том числе Новороссийским), крупнейшими в России железнодорожным контейнерным оператором “Трансконтейнер” и оператором зернового рынка “Объединенная зерновая компания”. В 2012 году “Сумма” выкупила контрольный пакет FESCO у “Промышленных инвесторов” Сергея Генералова.