VTG: объединить опыт и дать рынку лучшее

27 / 01 / 2021

Компания VTG, которая много лет работала на российском рынке танк-контейнерных перевозок через агентов, в сентябре 2020 года объявила о старте собственного танк-контейнерного бизнеса в России и Прибалтике. О том, что это даст компании и ее клиентам, о структуре танк-контейнерного парка VTG и новых концепциях перевозок, о своем видении развития российского рынка танк-контейнерных перевозок, его проблемах и путях решения, а также о планах работы на этом рынке в специальном интервью корреспонденту газеты Tank Container World рассказали Ольга ЯКИМОВА, руководитель направления VTG Rail Russia, и Сергей НИКИТИН, руководитель направления VTG Project Logistics Russia.

TCW: Одним из основных направлений бизнеса компании VTG является перевозка наливных грузов в танк-контейнерах. Какова на сегодняшний день численность парка и его структура?

— Действительно, танк-контейнерный бизнес — одно из старейших направлений деятельности нашей компании, ему уже более 30 лет. На сегодняшний день парк VTG по всему миру насчитывает около 9 000 единиц танк-контейнеров различных типов. Порядка 62% приходится на стандартные 20’ ISO-контейнеры, 15% — танк-контейнеры типа Swap Body, которые имеют увеличенные габариты и во многих странах могут успешно конкурировать с железнодорожной цистерной по объему перевозимого груза, в то время как тариф такой перевозки будет ниже. Но в отличие от мировой практики в России танк-контейнеры типа Swap Body перевозятся только автотранспортом, поскольку в 2015 году ОАО «РЖД» был введен запретительный тариф на их перевозку. Кроме того, в нашем парке есть Baffle танк-контейнеры (10% парка), TDI/MDI (6% парка), EL-Swaps, GAS и другие типы танк-контейнеров. Парк постоянно обновляется и соответствует всем современным требованиям безопасности.

TCW: После многолетнего присутствия на российском рынке через сотрудничество с агентами в сентябре 2020 года компания VTG заявила о старте самостоятельного танк-контейнерного бизнеса в России и Прибалтике. Почему было принято такое решение и что изменится для ваших клиентов с появлением подразделения VTG-Tanktainer?

— За решением о самостоятельной работе со всеми видами контейнеров в России и Прибалтике стояла стратегическая инициатива Группы VTG AG об объединении деятельности дочерних компаний: в прошлом году у нас были открыты новые филиалы в Санкт-Петербурге и Клайпеде (Литва).
Основная задача состоит в том, чтобы сделать компанию более клиентоориентированным логистическим поставщиком инновационных транспортных решений, установив тесные связи между ее подразделениями — VTG Tanktainer, VTG Project Logistics и VTG Rail Russia.
VTG Tanktainer — это поставщик логистических услуг для химической промышленности, предлагающий проектирование и внедрение сложных глобальных цепочек поставок. Наш транспортный фокус — это индивидуальные решения для транспортировки жидких химических веществ и жидких газов с помощью стандартного и специального оборудования, в том числе сдача в аренду стандартных и специальных видов танк-контейнеров.
VTG Tanktainer намеревается объединить опыт и знания и стать на российском рынке надежным, гибким и заслуживающим доверия поставщиком услуг, который предлагает своим клиентам индивидуальные логистические решения в соответствии с международными стандартами SQAS, ISO 9001, GMP+.
Подробно ознакомиться с возможностями VTG и услугами, предлагаемыми компанией на российском рынке, можно на сайте https://www.vtg.com/ru

TCW: Как сейчас меняются потребности производственных компаний в перевозках и что нового в связи с этим готовы предложить транспортные компании?

— Мы видим, что в производственных компаниях идет глобальный процесс переосмысления цепочек поставок «точно-в-срок». Тенденция к мультимодальности перевозок актуальна как для мирового, так и для российского рынка. Компании все больше ценят удобство перевозок в танк-контейнерах из-за отсутствия необходимости перегрузок продукции при изменении вида транспорта. В перспективе популярность возможности доставки груза «от двери до двери» будет расти.
В ответ на это вместе с клиентами мы разрабатываем новые концепции, чтобы обеспечить большую гибкость в наших перевозках. Например, организация хабов и внедрение цифровых решений необходимы для повышения прозрачности и гибкости цепочек поставок, снижения затрат и повышения производительности.
В штат VTG Tanktainer входят 200 высокопрофессиональных сотрудников, которые занимаются транспортировкой грузов по всему миру. VTG Tanktainer проводит постоянное обучение своих сотрудников. Мы поддерживаем эффективность работы с нашими клиентами по всем пяти ключевым аспектам логистических цепочек: безопасность, ценообразование, гибкость, надежность и пропускная способность. Это обеспечивает нашим партнерам конкурентные преимущества на рынках и поддерживает стратегию роста любого из них.

TCW: Какая доля танк-контейнерного парка VTG сейчас работает в России, по каким логистическим маршрутам производятся перевозки? Какая часть в общем объеме приходится на мультимодальные перевозки?

— В России пока работает не более 10% парка компании. Но нельзя сказать, что это работа исключительно в России. Наш парк в данный момент зарегистрирован за рубежом и не используется для каботажных перевозок. Мы обслуживаем клиентов именно в мультимодальных перевозках из стран Европы, из Америки и Юго-Восточной Азии, а также осуществляем перевозки в обратном направлении.

TCW: Поделитесь, пожалуйста, своим видением развития и современного состояния рынка танк-контейнерных перевозок в России. Каковы его главные особенности?

— Танк-контейнеры относятся к одному из наиболее молодых сегментов российской транспортно-логистической сферы: впервые для перевозки грузов по железной дороге они стали использоваться почти 20 лет назад. А в 2002 году были организованы первые отечественные автомобильные грузоперевозки с помощью танк-контейнеров.
Более широко танк-контейнеры в России стали применяться с 2010–2013 годов, до этого ОАО «РЖД» осуществляло лишь перевозки танк-контейнеров зарубежных собственников на евро-азиатском направлении. Российские операторы пришли в этот бизнес около 9 лет назад.
Если сначала основными заказчиками перевозок в танк-контейнерах были небольшие компании, которым требовалась доставка опасных и неопасных химических грузов и сжиженных газов, то сегодня танк-контейнеры используют и многие крупные компании. Кроме того, заметно расширилась номенклатура перевозимых грузов. За 20 лет российский парк танк-контейнеров достиг отметки примерно в 21–22 тыс. единиц, что составляет 3,2% от общемирового парка, причем основной прирост численности этих транспортных единиц пришелся на период 2016–2019 годов.
Важная особенность российского рынка состоит в том, что его объем формируют танк-контейнеры преимущественно зарубежного производства. При этом оценка и расчет объема производства танк-контейнеров российскими предприятиями затруднены в связи с тем, что в классификации Росстата не предусмотрено отдельного кода для танк-контейнеров.
Стоит отметить, что в последние годы темпы роста грузоперевозок в танк-контейнерах значительно превышают темпы роста объемов перевозок в контейнерах в России. Если в 2015 году доля первого показателя в объеме второго составляла 11,3%, то в 2018 году — 13,8%. Появляются первые танк-контейнерные поезда. В перспективе это направление будет развиваться.

TCW: Каковы основные потребительские тренды на отечественном рынке ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров?

— Сегодня компаниям приходится действовать в условиях дефицита предложения на этом рынке. Это ведет к тому, что некоторые компании вынуждены довольствоваться имеющимися свободными мощностями в ущерб важным факторам, прежде всего безопасности, при этом кроме некачественного обслуживания могут возникать проблемы порожнего пробега, простоя из-за ожидания обслуживания и т.п.
Но сегодня мы видим, что для все большего количества собственников танк-контейнеров на первый план, помимо географического и ценового факторов, выходит важность профессионализма и качества выполнения работ, что приводит к обоснованному выбору партнеров для дальнейшего сотрудничества в данной области. Это внушает определенный оптимизм в плане будущего развития этого рынка.

TCW: Как вы оцениваете итоги 2020 года деятельности вашей компании в сегменте танк-контейнерных перевозок? Какими были основные сложности и вызовы, связанные с пандемией, и как удалось с ними справиться?

– Несмотря на сложный год, он завершается для нашей компании положительно. Весной возникали сложности из-за закрытия границ, ограничения судозаходов вследствие пандемии, и в то же время наблюдалось снижение спроса на перевозки. Тем не менее мы успешно перестроили свою операционную деятельность, ушли от работы через агентов и сегодня полностью контролируем грузопотоки на всем маршруте перевозки, что положительно сказывается на качестве услуг. Конец года радует значительным ростом объемов перевозок, который связан в том числе с отложенным спросом из-за пандемии.

TCW: Какие новые проекты в рамках деятельности подразделения VTG Tanktainer запланированы к реализации в России в 2021 году и на среднесрочную перспективу?

— В 2021 году компания планирует наращивать грузопоток на импорт и экспорт, расширять географию перевозок. В среднесрочной перспективе группа рассматривает запуск собственного танк-контейнерного парка на российском рынке.
Глобально мы хотели бы объединить сильные стороны VTG и стать лучшим поставщиком комплексных услуг для наших клиентов в области логистических операций и аренды танк-контейнеров.