Габариты танк-контейнеров — тема, которую необходимо освещать отдельно.
Основные размеры контейнеров сложились в 1968–1970 годах стандартами ISO. Для сравнения, в эти годы начал серийно производиться автомобиль ГАЗ-24, о котором сегодня уже многие и не знают.
Андрей Куприянов
Региональный менеджер CIMC TANK
Базовые размеры 20-футового контейнера всем известны — 6 058 х 2 438 х 2 591 мм. Размеры контейнеров High Cube ограничены по высоте 2 896 мм. Сухие контейнеры 10–40 футов имеют ширину 2 438 мм,
43-49-футовые — 2 500 мм. Рефрижераторные контейнеры Pallet Wide имеют ширину 2 550 мм, так же как и автотранспортные средства (автомобильные рефрижераторы — до 2 600 мм).
Это исходные данные мира морских контейнеров.
Главным ограничителем габаритов контейнеров в мире являются огромные океанские контейнеровозы, где количество негабаритных слотов очень ограничено.
Европейский рынок стал первым, кто не был удовлетворен устаревающими стандартами ISO. Для повышения эффективности интермодального транспорта надо было выйти за рамки старых стандартов, и начало было положено введением с 1997 года европейского стандарта.
Были определены три основных типа-размера для SWAP (своп) танков — 7 150,
7 450 и 7 820 мм и основные правила изготовления, тестирования и сертификации.
Ранее промежуточное положение между 20- и 40-футовыми занимал 30-футовый танк-контейнер, но он был слишком тяжелым. Уважение тем инженерам, которые сообразили, что лишние 10 футов рамы можно убрать и получить повышенный объем при стандартной 20-футовой раме. Это позволило получить объемы от 29 000 до 36 000 литров при незначительном увеличении пустого веса. И как итог, 30-футовые танк-контейнеры выпускаются исключительно в малых количествах и практически вытеснены свопами.
Основным стимулятором было, конечно, бурное развитие европейских интермодальных перевозок — жд-авто-вода!
Главным потребителем своп-танков сегодня является в основном европейский континент. Для этого поэтапно стали внедряться полные массы танк-контейнеров — 36, 39 и далее 42 тонны. И это не предел.
В зависимости от применения своп-танк-контейнеры обретают свои особенности конструкции:
• для автоперевозок требуются более легкие своп-танки, с более легкой рамой; для пищевых продуктов и неопасной химии используются более низкие классы Т1–Т4 с более тонкими стенками. Такие своп-танки вместе с легким европейским контейнеровозом весом 3100–3200 кг вполне могут конкурировать с цистернами-полуприцепами, они существенно дешевле автоцистерны и более универсальны;
• наиболее распространенные — это универсальные своп-танки для интермодальных перевозок, обычно 30 000–
36 000 литров, ширина 2 550 мм, высота 2 670 мм;
• дальнейшее развитие темы конкуренции с автоцистернами — это многосекционные своп-танки, но тут требуется тщательная проработка параметров и спецификации.
Танк-контейнер объемом 30 м3 для пищевых продуктов
На железной дороге применяются платформы под два своп-танка. На автодорогах европейским универсальным мультимодальным стал автопоезд полной массой 44 тонны — тягач, контейнеровоз, танк-контейнер и груз. Но в разных странах требования разные, преимущественно тяжелые используются в Голландии, Бельгии и Скандинавии.
Для сравнения, аналогичный автопоезд в Северной Америке по федеральным правилам может иметь полную массу 80 000 фунтов, или 36 300 кг, что на 7 700 кг меньше, чем среднеевропейские. По этой причине спроса на большеобъемные танк-контейнеры практически нет.
Но своп-танки вышли за пределы Европы и, например, все большее применение находят в Китае, где есть возможность использовать еще более длинные — 8 450 и 8 640 мм и соответственно объемом до 39 000 литров.
Кроме свопов увеличенные габариты нашли применение и в 20-футовых танк-контейнерах в двух основных направлениях:
• увеличение объема больше максимальных 26 000 литров по правилам ISO, так называемые ОБЪЕМНЫЕ танк-контейнеры;
• улучшение спецификации.
Увеличение объема тоже имеет два основных решения:
• в габаритах 6 058 х 2 550 х 2 670 мм можно получить до 27 500 литров для Т11 с цилиндрической цистерной;
• если использовать цистерну чемоданной формы (Square Tank), то возможно получить объемы до 31 000 литров, но по давлению только классы Т1–Т2.
Улучшение спецификации тоже имеет несколько направлений в зависимости от приоритетов пользователя:
• ширина 2 550 мм дает дополнительные
56 мм с каждой стороны, это можно использовать для улучшения термоизоляции, что особенно актуально для обыкновенных танк-контейнеров объемом
24 000–26 000 литров;
• увеличение высоты тоже имеет много плюсов: использование более высоких люков и коробов, более громоздких клапанов, термоизоляции крышек и так далее.
Как наиболее яркий пример — цементные танк-контейнеры внизу имеют разгрузочные конусы и коллекторы, съедающие много полезного пространства.
И почти все цементные танк-контейнеры выпускаются высотой 2 896 мм, что позволяет получить 25 200 литров полезного объема. В высоте ISO 2 591 мм получается не более 20 м3.
Ни в коем случае не надо противопоставлять одни танк-контейнеры другим, все они дополняют друг друга, давая перевозчикам самые оптимальные решения для выполнения разнообразных транспортных и/или интермодальных задач. Каждый вид танк-контейнеров занимает свою нишу в перевозках. Регулирования, требования, сертификация и пр. — это многолетний постоянный совместный труд перевозчиков, производителей, сертификационных обществ, ITCO и многих других.
Развитие не останавливается!
И пока на российском рынке перевозок многих видов танк-контейнеров еще нет, он будет отставать по эффективности!
Танк-контейнер объемом 27,5 м3, Т11, ширина 2 550 мм
Современные свопы на ж/д платформе
Своп-танк объемом 39 м3, Т11, габариты 8 450 x 2 550 x 2 670 мм, для китайского рынка
Легкий танк-контейнер для автоперевозок, 30 840 литров, вес без термоизоляции всего 2800 кг, полная масса 39 тонн, давление 1,5 бара
Универсальный своп-танк для автомобильных и железных дорог, 33 000 литров, Т11, ширина 2 550 мм, высота 2 670 мм
Цементный танк-контейнер высотой High Cube