Танк-контейнерная школа. «Универсальный» танк-контейнер

18 / 03 / 2021

Практически каждый запрос на новый танк-контейнер сопровождается фразой «Нам нужен стандартный танк-контейнер».

Андрей Куприянов 

Региональный менеджер CIMC TANK

Что такое «стандартный» 20-футовый танк-контейнер?

Лучше всего сразу уйти от понятия «стандартный». Примитивное сравнение, но звучит так же, как спросить в салоне: «Предложите мне стандартный автомобиль» либо «стандартный смартфон». 

Танк-контейнеры отличаются следующим

• ПРОДУКТ. Обычно всё начинается с перевозимого продукта (продуктов). Если продукт опасный, то необходимо знать его код ООН (UN code). В зависимости от продукта требования к танк-контейнеру могут быть как обязательными, которые могут кардинально изменить спецификацию, как, к примеру, танки для кислот или нитрата аммония, так и рекомендательными. Пищевые продукты, хотя и не опасные, но зачастую тоже имеют много требований, как, например, молочные или пивные. 

Желательно иметь MSDS (паспорт безопасности материала) на перевозимый продукт, еще лучше, если документ будет на английском.

• ОБЪЕМ. Наиболее распространены 20-футовые — 20–26 тыс. литров; реже 14–19 тыс. литров. Большеобъемные — от 27 до 31,5 м3. Своп (swap) танки — 29–39 м3.

• МИНИМАЛЬНОЕ ТЕСТОВОЕ ДАВЛЕНИЕ (в барах).

Основной параметр — код Т согласно требованиям ADR или IMDG. Обычно более высокий код включает в себя требования к более низкому коду.

Для наливных грузов — коды от Т1 до Т22. Газовые — Т50 и криогенные — Т75.

Т1 — 1,5 бар; T11–T14 — 6 бар; Т15–Т22 — 10 бар. Код Т23 — для специальных продуктов.

• ТОЛЩИНА СТЕНОК. Очень важный параметр, влияющий на прочность, долговечность, ремонтопригодность. Минимальная толщина стенок рассчитывается от мягкой углеродистой стали (mild carbon steel). Соответственно, стенки из наиболее качественной массовой нерж. стали 316L будут тоньше, чем из бюджетной нерж. стали 304, и, соответственно, из 304 тоньше, чем из углеродистой стали. 

Для танка Т11 минимальная толщина стенки из нерж. стали 316L — 4,4 мм и запас на коррозию всего 0,22 мм, то есть практически запаса почти нет, что предполагает перевозку только некоррозионных продуктов и достаточно бережное обращение, мойку и т.д.

Увеличение толщины стенок — это всегда компромисс между долговечностью и повышенными весом и ценой, который должен выбрать покупатель.

• СЛИВ. Соответственно, танк может быть с верхним или нижним сливом, возможна и установка обоих сливов, но код считается по нижнему сливу.

• РАМА. Всего имеется около десятка вариантов рам. Одним из легких вариантов считается рама балочная Beam, хотя со времен дигитального проектирования по прочности она мало уступает полной раме. Есть и ультралегкая рама. Далее — рамы прочнее и с дополнительными усилениями, соответственно, тяжелее и дороже.

• ЕВРОСТАНДАРТ. К сожалению, это пока неактуально для России из-за тарифов, но уверен, что он должен стать массовым стандартом как можно быстрее.

Ширина танка 2550 мм и дополнительные 100–150 мм по высоте дают существенные преимущества по сравнению с танк-контейнерами 2438х2591 мм. 

• ДОРОЖКА и др. Полная дорожка — это обычно два длинных профиля и семь коротких. Если операторы редко находятся на танк-контейнере, то количество дорожек можно уменьшить. Сверху могут быть два поручня или один, или без таковых.

Это только базовые параметры, далее уже идет проработка спецификации по деталям конструкции, вариантам, опциям и т.д.

Дальше необходимо сделать один из самых сложных многовариантных выборов.

Правило 1: чем крупнее производитель, тем больший выбор вариантов и опций он может предложить; маленькие производители ограничены в вариантах из-за нехватки испытаний прототипов и сертификации и вынуждены навязывать клиенту то, что они производят.

Правило 2: серьезный производитель может предложить все варианты — от массового и бюджетного танк-контейнера до суперпрочных, надежных и долговечных!

Правило 3: выбирать дешевый или долговечный, или компромиссный вариант — это результат совместной работы покупателя и производителя. Каждый клиент выстраивает свою концепцию. Одни стремятся нарастить большой парк с возможно низкой ценой, другие покупают «как для себя» более надежные, даже если дороже. 

Одни клиенты выбирают стенки из нержавеющей стали 316L толщиной 4,4 мм, и есть риск , что даже минимальная коррозия выведет танк из строя либо, в лучшем случае, понизит тестовое давление и Т-класс.

Другие клиенты выбирают толщины 4,6, 4,8, 5,0, 5,3, 6,0 мм, что существенно увеличивает прочность, надежность, долговечность и ремонтопригодность танк- контейнера, так как именно колба (цистерна) является определяющей.

Аналогично с рамами, разница в весе различных по прочности рам может достигать нескольких сотен и более килограммов.

Эти главные параметры существенно влияют на долговечность.

И далее идут каналы парообогрева, арматура, различные варианты трапов, крышки, дополнительный слив, наличие разрывной мембраны, крышки коробов, дополнительные фланцы и т.д.

Те клиенты, которые покупали танк-контейнеры неоднократно, постепенно наращивают список своих требований, выстраивают свои приоритеты и предпочтения.

Крупные владельцы парков танк-контейнеров в сотрудничестве с производителем сами выстраивают свой парк из различных моделей, которые и определяют стратегию компании. 

Те клиенты, которые покупают в первый раз, часто затрудняются в выборе, тем более что зачастую танк-контейнеры с различной спецификацией выглядят внешне почти одинаковыми.

Правило 4: танк-контейнеры, выпущенные для одного рынка, могут не совсем подходить для другого. Если уж говорить о специфике российского рынка, то это — танк-контейнеры в первую очередь в антивандальном исполнении и для приоритетного использования на железной дороге. 

Правила 5-9: на настоящий момент опустим в данной статье, иначе получится очень длинно и пространно. Лучше обсуждать уже по конкретным запросам. 

Правило 10: если бы существовал такой универсальный и «стандартный» танк-контейнер, как многие хотели бы видеть по аналогии с ж/д цистернами, то это было бы даже выгодно производителям. Мы бы могли выпускать в год 3–5 тыс. танков на площадку по аналогии с сухими морскими (dry containers) контейнерами. Приходи и выбирай. Но так не работает!

Краткий итог и советы

• Не использовать понятие «стандартный» танк-контейнер; 

• тщательно прорабатывать спецификацию с учетом перевозимых продуктов, применения и транспортировки…

• сотрудничать с другими компаниями по ремонту, обслуживанию, сертификации, мойке и т.д.;

• изучать опыт, как российский, так и международный;

• открыто сотрудничать с производителем как по отработке спецификации, так и в дальнейшем по усовершенствованию действующих спецификаций и по поиску новых решений;

• активно подключаться к глобальному процессу контейнеризации!