Танк-контейнерная школа. Краткая история

10 / 03 / 2021

К сожалению, в последнее время из статьи в статью переползают не совсем корректные данные и информация, и хочется внести ясность для российских клиентов и читателей.
Андрей Куприянов, региональный менеджер CIMC TANK

В 1964 году созданы были прототипы.

Первый коммерческий танк-контейнер изготовлен в 1967 году.

С 1968–1970 гг. их подогнали под размеры ISO — габариты и размеры фитингов.

C 1970–1975 гг. начинается производство ТК (и то лишь малыми сериями) европейскими производителями, в первую очередь в Англии, Франции, Германии…

Прародитель танк-контейнеров, 1950-е

Долгое время главными ограничениями были нижний слив и полная масса до 20 320 кг, объем танк-контейнеров не превышал 14 000–18 500 л. И только прорывной выпуск 45° донного клапана позволил увеличить объем до 20 000–21 000 л. Это дало толчок к увеличению полной массы сначала до 24 000 кг и далее до 30 480.

Массовое производство возникло только с начала 1990-х годов, когда оформились основные параметры современного танк-контейнера.


Мировой парк танк-контейнеров

Огромным прогрессом было введение с 1997 года европейских стандартов (European Standard), и это был конкретный запрос европейских перевозчиков, которых не удовлетворяли устаревшие требования ISO, действовавшие с 1970-х годов!
Европа, покупая около трети танк-контейнеров мирового производства и активно развивая интермодальные перевозки, смогла позволить себе выйти за старые рамки, а про контейнер можно сказать: «выйти за старую раму» в полном смысле этого слова!


Мега-контейнеровоз HMM Algeciras, 2020 года выпуска. 23 964 TEU

Европейские стандарты позволили использовать танк-контейнеры выше, чем стандартные 8 футов 6 дюймов (2591 мм), до разрешенной высоты контейнеров High Cube; шириной до 2550 мм и повышенной полной массой сначала до 34 и далее до 36, 39 и 42 тонн.

Другие большие рынки, такие как Северная Америка, остаются в старых размерах ISO, так как основным ограничителем являются контейнеровозы – от небольших фидерных 300–1000 TEU до океанских огромных, достигших фантастической вместимости 24 тыс. TEU, построенных под ISO стандарты. Если выложить контейнеры с одного рейса в один ярус, то они займут площадку приблизительно 600х600 м.


Танк-контейнер докомпьютерной эры

О европейских танк-контейнерах будет отдельная статья.

Своп(Swap)-танки появились существенно позже стандартных ТК. Как отдельные съемные баки для авто- и ж/д перевозок они были придуманы раньше, но как стандартизованная тара с длинами 7,15, 7,45 и 7,82 м оформились к 1990-м годам.
Танк-контейнеры — это не модный товар, а транспортное индустриальное оборудование, которое изготовители выпускают, опираясь на постоянно повышающиеся требования перевозчиков!

Достаточно посмотреть на статистику — производство своп-танков ежегодно растет!

Не надо подходить к танк-контейнерам как к ж/д цистернам, которые почти неизменно выпускаются в течение многих десятилетий.

Танк-контейнеры за 30–40 лет прошли достаточную серьезную эволюцию.

Первоначально они скорее были похожи на ж/д цистерны: тяжелые, с толстыми стенками, с мощными рамами и почти бесконечным сроком службы.

Далее произошло несколько рывков:


Танк Т11 26000 литров для Российского рынка, 2020

  • мировому рынку, и это в первую очередь диктовали крупные операторы и арендные компании, нужен был более легкий, дешевый, массовый танк-контейнер как ответ на возрастающий спрос.


Вероятно, конец 1970-х — начало 1980-х годов

  • на рынок вышли крупные операторы, парк которых стал составлять многие тысячи танк-контейнеров. На 2020 год 10 глобальных операторов имеют парк от 10 до 40 тыс. ТК, суммарно около 36% мирового парка.
  • к ним подключились крупные финансовые компании, парк которых также стал быстро расти. Без двигателя, колес, осей, простой и надежный, танк-контейнер оказался исключительно благоприятным инвестиционным товаром. На 2020 год 10 глобальных лизинговых компаний имеют парк от 8 до 64 тыс. ТК, суммарно около 24% мирового парка.
  • именно глобальные операторы и лизинговые компании стали ведущей движущей силой танк-контейнерного прогресса!
  • с 1998 года заинтересованные стороны объединились в добровольную некоммерческую Международную организацию танк-контейнеров (ITCO), которая совместно с сертификационными обществами (Бюро Веритас, Ллойд Регистр и др., включая Российский морской регистр) провела огромную работу по испытаниям, инспекциям и сертификации быстрорастущего мирового парка.
  • танк-контейнеры перестали быть побочным товаром, появились специализированные заводы про производству ТК. Возрастающие потребности требовали глобального индустриального подхода, накопления лучшего мирового опыта, технологий и огромных инвестиций.
  • к началу нашего столетия к производству ТК серьезно подключился Китай, который к этому времени уже набрал 10–20-летний опыт производства морских (сухих) контейнеров (dry containers). В настоящее время Китай производит около 86% мирового парка ТК и более 90% сухих контейнеров.
  • возникло компьютерное проектирование и автоматизированное производство, которые быстро же вычислили избыточный запас прочности и вес «докомпьютерных» ТК. Это сразу породило множество вариаций танк-контейнеров по рамам, толщинам стенок и т.д., от ультра-легких до тяжелых суперпрочных, естественно, с разными ценами! Появление многочисленных моделей значительно усложнило сертификацию танк-контейнеров.
  • появление самых разных моделей подтолкнуло перевозчиков находить новые и более сложные, соответственно, и более эффективные применения ТК.
  • современный танк-контейнер обрел основные черты в начале 2000-х. Далее стали использоваться более сложные параметры, такие как эффективность производства, разнообразие моделей при усложняющейся сертификации, стоимость нержавеющей стали, компонентов, колебания валют и т.д.

Но совместное объединение интересов клиентов и возможностей производителей привело к устойчивому росту мирового парка, который за 30 лет увеличился в 10 раз!

В 2002 году концерн CIMC (China International Marine Containers) выпустил первый танк-контейнер. Образованный в 1980 году, он к этому времени уже стал мировым лидером по производству морских (сухих) контейнеров (dry containers), вырвавшись вперед из десятков китайских заводов, начавших их массовое производство.

Уникальность проекта была в том, что в то время, когда мировое производство танк-контейнеров только превысило 10 тыс. шт. в год, CIMC построил завод мощностью 20 тыс. шт. в год, и эта цифра была достигнута с нуля всего за 10 лет, а к 2018 году производство достигло почти 30 тыс. шт. Количество патентов уже давно превысило 300, и CIMC TANK давно опережает всех в мире как по количеству, так и по разнообразию танк-контейнеров.


Первый танк-контейнер CIMC. 2002 год